ЗА РУЛЕМ, №9, 1928 год. АВТОМОБИЛИ без ТРАТЫ ВАЛЮТЫ

"За рулем", №9, декабрь 1928 год, стр. 16-17

Н. БЕЛЯЕВ

АВТОМОБИЛИ без ТРАТЫ ВАЛЮТЫ

УВЕЛИЧЕНИЕ количества автомобилей и мотоциклов в стране, в чьем бы ведении они при этом ни находились, увеличивает наш транспорт и обороноспособность страны.

Автомобильная промышленность пока у нас в зародыше. В ближайшие годы, повидимому, увеличение количества автомобилей в стране будет происходить за счет ввоза из-за границы.

Однако импорт автомобилей сопряжен с затратой валюты, к расходованию которой мы должны относиться особенно бережно.

Мы хотели бы указать в этой статье на некоторую возможность получения автомобилей из-за границы, не увеличивая количества расходуемой валюты.

Значительное число советских граждан получает посылки от своих родных, находящихся за границей, в частности в Америке, главным образом, с одеждой и галантереей. Почти никогда из-за границы не посылают подержанного автомобиля, мотоциклета или велосипеда. Между тем в Америке колоссальное перепроизводство автомобилей (на каждые 5 человек — 1 автомобиль, а на семью в среднем 2 автомобиля) и размещение устаревшей по американским понятиям, а по нашему вполне годной, машины является существенной проблемой для многих американских граждан. Американец, возможно, охотнее пришлет в СССР свой старый автомобиль, стоимость содержания которого по местным условиям часто дороже его собственной стоимости, чем свой костюм или пальто.

Но для высылки в СССР автомобилей, мотоциклетов или велосипедов нужна специальная лицензия. Получение лицензии является той преградой, которая заставляет американских и европейских отправителей посылать носильные вещи, полезные только для их получателя, а не автомобили или мотоциклы, полезные всему нашему народному хозяйству и обороне нашей страны. Здесь необходимо добавить, что стоимость подержанного автомобиля (300—400 р.) почти не превышает стоимости тех вещей, которые содержатся в разрешаемой вещевой годовой посылке.

Мы считали бы правильным, чтобы Наркомторг предоставил некоторые льготы для, так называсмых, безвалютных (т.-е.без высылки из СССР валюты) посылок, в которых будут подержанные автомобили и мотоциклы для личного пользования членов Автодора.

Второй случай: советские граждане, уезжающие за границу в кратковременные или длительные командировки, при возвращении, имея на руках некоторую сумму денег, большей частью затрачивают ее на приобретение вещей домашнего обихода, главным образом, носильного платья и всякой мелкой дребедени. За все купленное на границе уплачивается пошлина, но особого разрешения на провоз этих вещей не требуется; между тем, если бы не было необходимости получения лицензии на автомобили, мотоциклы и велосипеды, несомненно, многие советские граждане отказались бы от покупки всех этих заманчивых, но мало полезных предметов, и привезли бы за те же деньги подержанный "Фордик", мотоцикл или велосипед.

С точки зрения интересов советского хозяйства в целом, несомненно выгодней, чтобы затраченная за границей валюта вернулась в СССР не в виде элегантного и добротного платья, а в виде столь необходимых нам автомобилей и мотоциклов.

Необходимо, чтобы Наркомторг нашел какие-нибудь пути к разрешению этого вопроса, установил бы льготы, которыми стимулировался бы привоз авто и вело-имущества взамен вещей домашнего обихода.

Нам могут сказать, что не так уж много людей приезжает из-за границы с вещами и не так уж много автомобилей будут высылать американцы в СССР, даже при наличии льгот. Но при нашей чудовищной бедности в автомобилях, при смехотворной цифре количества автомобилей в нашей стране,— нам дорог каждый лишний автомобиль и каждый лишний мотоцикл.

Если можно, не затрачивая лишней валюты, увеличить ввоз автомобилей в страну, то необходимо немедленно приступить к обсуждению этого вопроса. Автодор должен взять на себя почин и вместе с Наркомторгом обсудить те льготы, которые могут быть предоставлены хотя бы членам Автодора при безвалютном получении автомобилей из-за границы.


В связи с вопросом, поднятым в статье тов. Н. Беляева, редакция обратилось в Наркомторг СССР (металлодиректорат) и в Центральный Совет Автодора, чтобы выяснить их отношение к льготам для безвалютного ввоза в СССР автомобилей.

Ниже мы печатаем мнения руководящих работников этих организаций, поддерживающих необходимость тщательного обсуждения форм и порядка льготного ввоза автомобилей.

В ближайшем будущем мы надеемся сообщить нашим читателям о конкретных мероприятиях по этому вопросу.

Редакция


ЧТО ОТВЕТИЛИ в НАРКОМТОРГЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ разрешить безлицензионную пересылку подержанных авто-мото-вело-машин по примеру разрешенных заграничных посылок — интересно и заслуживает внимательного рассмотрения.

Сама идея ввоза авто-машин, содействующего усилению обороноспособности страны, без затраты валюты, заслуживает одобрения и поощрения; однако претворение ее в жизнь требует основательной и тщательной подготовки.

Кому попадут автомобили, в чьих они будут руках, не станут ли они предметом спекулятивных операций, кому разрешить получение таких посылок, что разрешать пересылать, — эти вопросы, а также ряд других технических вопросов, связанных с данным предложением, требуют разрешения.

В. А. Орлов

Директор металлодиректората
Наркомторга СССР


АВТОДОР о БЕЗВАЛЮТНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХ

ВОПРОС о получении из-за границы без лицензии и без оплаты валютой автомобилей, мотоциклов и велосипедов давно назрел и должен быть разрешен положительно. Каждая ввезенная единица усиливает наш транспорт, а тем самым и улучшает общее положение. Хотя таких "посылок" будет мало, но "лучше меньше, чем ничего". Надо Автодору совместно с НКТоргом и НКФ срочно проработать вопрос о порядке ввоза таких машин.

В положении необходимо предусмотреть, что продажа полученных машин при миновании надобности может допускаться только коллективам Автодора и по себестоимости, дабы тем самым предотвратить спекуляцию. Кроме того, лицо, получившее посылку и продавшее ее, лишается права на вторичное получение машины. Придется предусмотреть и ряд других мер, устраняющих возможность неправильного использования машин.

На ряду с этим надо поставить и другой вопрос. От находящихся за границей работников поступают письма с просьбой сообщить, могут ли они приобресть в индивидуальное пользование подержанные машины, мотоциклы и при возвращении в СССР привозить их с собой. Вопрос весьма важный, так как таких работников за границей много. Приобрести авто-имущество легко. Кроме того, также легко на месте обучиться управлять машиной. Все это создает условия особо благоприятные для привоза авто-имущества. Я считаю, что и этот вопрос следует разрешить положительно. Надо разрешить нашим работникам приобретать авто-имущество и при возвращении в СССР привозить его на тех же основаннях, как и иные вещи. Здесь же машины будут использованы коллективом.

Оба вопроса должны быть разрешены положительно и чем скорее, тем лучше. Автомобильной секции поручено проработать эти вопросы практически.

В. Дмитриев

Зам пред. Совета Автодора