В феврале месяце этого года исполнилось 25-летие одного из важнейших моментов в истории радио-телеграфии. Если мы знаем (а иногда даже очень хорошо) достижения современной радио-техники, то не можем утверждать о хорошем знании ее истории. Этот недостаток, в особенности радио-любителя, нужно изжить, и первою попыткой к этому мы будем считать настоящий очерк. Говорить о том, что радио является детищем техники флота, что изобретатель его, А. С. Попов, был преподавателем Электроминной школы (б. МОК), не приходится, это проскользнуло недавно в нашей печати. Я остановлюсь на моменте установки двух первых, не только в России, но и за границей, практических радиостанций, а также и на причине, этому способствовавшей
В ноябре месяце 1899 года из Кронштадта в заграничное плавание вышел броненосец "Генерал-Адмирал Апраксин", первый боевой корабль, на котором впервые в нашем флоте было введено электрическое управление артиллерийским огнем.
Проходя остров Гогланд, благодаря сильному туману, броненосец сбился с курса и полным ходом врезался в каменистый берег.
Осмотр броненосца выяснил, что он сидит с громадной пробоиной на гранитном камне. Пробоина, приходившаяся под носовой орудийной башней, где находился самый большой камень, — была размером более 25 фут. в длину и 13 в ширину. Кроме этого было еще несколько пробоин на протяжении 5-7 шпангоутов от 3 до 5 фут. шириной. Если к этому добавить, что камни являлись красным гранитом с большим % кварца, то тяжелое положение "Апраксина", усугубленное тем обстоятельством, что установившийся ледяной покров в заливе делал снятие его с камней чрезвычайно сложным, станет вполне ясно.
Дожидаться весны было нельзя. Ледоход, который в этом месте является наиболее опасным, грозил "Апраксину" окончательной гибелью.
Морское командование для связи с броненосцем и руководством работ по снятию решило использовать недавно открытый радио-телеграф (иная связь была немыслима), и для этого были для установки станций отправлены две партии специалистов школы, одна под руководством самого изобретателя А. С. Попова, в Котку (Финляндия), другая, под руководством его помощника, П. Н. Рыбкина, на Гогланд для установок раций, при чем последней партии для доставки ее на о. Гогланд был предоставлен только что прибывший из заграничной постройки ледокол "Ермак". Доставленная на Гогланд партия специалистов с командой "Апраксина" и местных жителей энергично взялась за дело.
Найдя удобный пункт, начали запускать громадный змей с укрепленной к нему медной проволокой, которая, улавливая волны, посланные уже установленной станцией Котки, передавала их на специально приспособленный к этому телефон.
Это окончательно решило место установки станций на острове.
Во время установки раций пришлось вынести тяжелую борьбу с природой: 18—20-градусный мороз, глубокий (по грудь) снег и крепкий гранит, который приходилось рвать динамитом, подымавшиеся метели не только затрудняли, но временами даже заставляли прекращать работы, ибо этого не выдерживали даже привычные к этому жители острова, не говоря уже о моряках, работавших в шинеленках.
За трехдневную (в сложности) работу станция была установлена, и утром 10 февраля была установлена связь с Коткой.
В этот же день около 2 часов была принята первая радио-телеграмма (официальная): "Командиру Ермака". У Лавенсари оторвало льдину с рыбаками. Окажите помощь. Авелан".
Эта первая телеграмма произвела на присутствующих потрясающее впечатление. Некоторое время царила глубокая тишина. Радио-станция начала работу с призыва на помощь.
27 тружеников-рыбаков были спасены только благодаря радио-станции (Рис. 1).
Предзнаменование было хорошее. "Апраксин" был снят с камней, и в этом деле громадную заслугу имеет радио-телеграф.
Вот один из моментов прошлого нашей современной радио-техники.
С. К.