Командуя, как ад'ютант главного командира и штаба Кронштадтского порта, яхтой «Рыбка» (1896—99 гг.), я в 1896 г. летом получил приказание от главного к-ра поступить с яхтой в распоряжение для опытов проф. А. С. Попова, бывшего с 1887 г. преподавателем электротехники в минном офицерском классе в Кронштадте. Александр Степанович поставил на «Рыбке» свои весьма несложные, простые проборы, состоявшие из металлического абажура-приемника с медными проводами, устанавливаемого на яхте на передней мачте, примерно, на 14 фут. от палубы, и ящика на корме к которому шли провода от абажура с мачты: отправитель энергии — второй металлический абажур — устанавливался на стенке у ворот средней Гавани, и яхта то приближалась, то отходила от ворот.
Александр Степанович вел опыты единолично, персонально, никто ему не помогал. Я, как командир, был занят исключительно маневрированием судна и не мог отвлекаться опытами, так как место это очень бойкое, фарватер узкий, и то и дело приходилось давать дорогу буксирам, проходящим мимо, или входящим в Гавань судам.
Опыты эти протекали всегда у профессора А. С. удивительно удачно, видно было, что для него все ясно, что он шел по правильному пути уверенно, не терялся, не искал, а сохранял всегда добродушную ласковость простоту и исключительную скромность, скажу больше — застенчивость. При опытах на нашем приемнике должна была появиться искра, — и вот как он, уверенный в своем ученом открытии, добродушно улыбался, а я радовался его успеху и гордился им.
Эти опыты продолжались в течение одного летнего месяца и были закончены А. С. Поповым с полной успешностью полной победой; а ведь военное ведомство находило первоначально его проект «утопией».
Всякая страна гордится трудами своих великих ученых, имеющих мировое значение, воздвигая им памятники и создавая институты и ученые дома их имени.
Не поддается даже учету то благодеяние, которое оказал всему человочеству гений нашего соотечественника проф. А. С. Попова, заслужив бессмертную славу и благодарность всех народов.
А. Берлинский.