Хотя мнение автора и не вполне об'ективно, но несомненно, что для анодной батареи рядовой радиолюбитель предпочтет сухие элементы. Это соответствует также западно-европейской и американской практике, где почти исключительно пользуются аккумуляторами для накала и сухими батарейками для анода. Анодные батареи из аккумуляторов следует, однако, предпочесть при мощных усилительных установках и при ответственном приеме.
Всем радиолюбителям хорошо известно, что высоковольтные батареи для усилителей в повседневной работе есть чуть ли не самый больной вопрос. Установив у себя радиоприемную станцию, радиолюбитель почти никаких расходов дальше не несет, пользуясь своей станцией сколько ему вздумается, — приемник его не срабатывается. С батареями получается другое дело: каждое пользование станцией требует известной затраты на батарею. Вот здесь-то и возникает вопрос: какими батареями пользоваться, чтобы было дешевле? Аккумуляторная батарея имеет то преимущество, что ее можно вновь заряжать, но она стоит настолько дороже батарей из гальванических элементов, что возникает вопрос: компенсируется ли это преимущество аккумулятора. Насколько мне позволяет место в этой статье, я постараюсь в этом разобраться.
Как известно, после каждого часа работы аккумуляторная батарея ослабевает, и после некоторого периода ее нужно вновь заряжать. Кроме того, при самой аккуратной разрядке и зарядке аккумуляторной батареи, ее пластины все же разлагаются, в особенности в высоковольтных батареях, составленных из маленьких аккумуляторов, где пластины очень малы и близко стоят друг к другу. Подводя итог, имеем: затрата крупной суммы на аккумуляторную батарею, затрата на зарядку, случайная переразрядка или недозарядка, что может повести к совершенной гибели батареи (для правильного ухода за аккумуляторной батареей не у каждого радиолюбителя есть нужные приборы), снашивание пластин, потеря времени на зарядку, а если невозможно зарядить у себя, то и расход на перевозку на зарядную станцию, причем от случайного сотрясения батарея тоже может погибнуть. В довершение — если нет отдельного помещения — неприятный запах.
Теперь рассмотрим работу элементных батарей. Как известно, для питания анодной цепи нужен ток около 10-ти миллиампер. Учитывая такую малую нагрузку, наш завод для большей дешевизны сконструировал батарею из малых элементов, затрачивая мало материала, но с таким расчетом, чтобы при работе 5—6 часов почти не замечалось падения напряжения. Кроме того, нами долголетним опытом так рассчитаны деполяризующие вещества и составы разлагающие, образующиеся в элементе кристаллы солей, что, после короткого отдыха батареи, она почти совершенно восстанавливается. Я, конечно, этим не хочу сказать, что батарея из гальванических элементов вечная, но я с уверенностью утверждаю, что та малая затрата, которая сделана на элементную батарею, и долговременная ее служба настолько окупают себя, что не обидно ее и выбросить. Я еще не упомянул, что для полного использования батареи по ее ослаблении к ней присоединяют постепенно новые небольшие батареи и разряжают прежние до полного истощения. Тогда от батареи взято все, и экономия в затратах против аккумуляторных батарей получится весьма ощутительной.
Не менее интересующий всех радиолюбителей вопрос: как влияет батарея на чистоту передачи? Утвердительно могу ответить: сильно влияет! На радиоприемной станции нашего завода я проделал опыты с разными батареями, т. е. брал батареи из элементиков для карманных фонарей и других разных конструкций с разным внутренним сопротивлением, и опыт показал, что работала наилучше батарея № 104, так как у нее было наименьшее внутреннее сопротивление. Результаты получались очень наглядные и очень ощутительные. При работе с батареями с большим внутренним сопротивлением получался все время шум и сильный треск. Я в начале думал, что это атмосферные разряды, но когда я начал менять батареи и подобрал батареи с малым внутренним сопротивлением, всякий шум и треск прекратились, а при включении обратно прежней батареи с большим внутренним сопротивлением шум и треск начинался снова и искажал всю чистоту приема, несмотря на то, что батарея имела полное напряжение. Эти опыты понудили нас добиваться возможно меньшего внутреннего сопротивления и возможно равномерной разрядки батареи. Для нас специалистов это и понятно: при поляризации, во время работы элемента, на пипке образуются пузырьки водорода; деполяризатор должен выделить кислород, который перебегает через так называемую активную жидкость, соединяется с водородом и освобождает от пузырьков цинк. Вот здесь главное и заключается в том, чтобы уметь так составить пропорции входящих в элемент веществ, чтобы пузырьки не успевали образовываться и трескаться, создавая этим шум и треск в приемнике. Мы предполагаем рассмотреть еще вопрос: может ли радиолюбитель сам сделать батарею, как это сделать и имеет ли это смысл?