Электричество и Жизнь, № 6, 1911 год. УСПЕХИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ.

"Электричество и Жизнь", №6, июнь, 1911 год, стр. 201-204

УСПѢХИ ВОЗДУХОПЛАВАНIЯ.

Первая международная воздухоплавательная выставка въ Петербургѣ.

(Отъ собственнаго корреспондента).

Громадный Михайловскiй манежъ, залитый по вечерамъ электрическимъ свѣтомъ сотенъ лампъ въ формѣ сферическихъ аэростатовъ, представлялъ въ дни выставки чудную картину. Успѣхъ выставка имѣла выдающiйся и привлекла посѣтителей изъ всѣхъ слоевъ общества. Въ особенности отрадно было видеть результаты нашей отечественной промышленности въ области постройки аэроплановъ и принадлежностей воздухоплаванiя. Жаль, что учаcтie русскихъ изобрѣтателей было далеко не полнымъ, не были выставлены даже такiе важные экспонаты, какъ пропеллеры Ратманова, съ успѣхомъ примѣняемые на многихъ иностранныхъ аэропланахъ, не видѣли мы и аэро-саней русскаго изобретенiя и многихъ другихъ плодовъ отечественнаго генiя, о которыхъ приходилось читать въ журналахъ. Изъ многочисленныхъ аэроплановъ, бывшихъ на выставкѣ, нельзя не упомянуть объ интересномъ аппаратѣ, выставленномъ варшавской фирмой "Авiaта", системы "Этрихъ", о достоинствахъ конструкцiи котораго было упомянуто въ № 9 журнала за 1910 г. Аппаратъ отличается своей устойчивостью и въ ближайшемъ будущемъ будетъ демонстрированъ его полетъ авiаторомъ Сегно. Та же фирма выставила бипланъ "Авiатикъ", побившiй въ прошломъ году рекордъ продолжительности полета съ пассажиромъ. Интересенъ германскiй аэропланъ — "Харланъ", очень изящной конструкцiи съ рулемъ управленiя, какъ у пилота, такъ и у пассажира. Прочностью устройства отличаются англiйскiе аэропланы "Бристоль"; интересны многочисленные экспонаты завода "Пта" и Русско-Балтiйскаго; не мало было представлено отдѣльно моторовъ, автомобильныхъ двигателей и пр.

Помимо выставки, петербуржцы интересовались и происходившимъ у насъ первымъ съѣздомъ воздухоплавателей, открытымъ 12 апрѣля. Рядъ профессоровъ и инженеровъ сдѣлали на съѣздѣ цѣнные въ научномъ и практическомъ отношенiи доклады, въ томъ числѣ "о примененiи къ воздухоплаванiю безпроволочнаго телеграфа" (докладъ капитана Сокольцева), "о кинематографированiи съ аэроплана" (поручикъ Гельгардтъ), "о примененiи фотографiи въ воздухоплаванiи" (инженеръ Тилле) и мн. другiе, доказавшiе, что молодая отрасль знанiя — авiацiя, какъ на практикѣ, такъ и въ теорiи, разрабатывается въ Россiи весьма успѣшно. Въ общемъ, какъ выставка, такъ и съѣздъ, даютъ право думать, что въ дѣлѣ завоеванiя воздушной стихiи мы не отстанемъ отъ другихъ народовъ и сумѣемъ внести въ эту прекрасную и многообѣщающую дѣятельность и свою цѣнную лепту.

Будущiй авiаторъ.

Ужасы авiацiи

Начало текущаго года ознаменовалось цѣлымъ рядомъ катастрофъ съ авiацiонными аппаратами, значительно охладившими восторги публики передъ авiацiей. Чуть ли не каждый номеръ газетъ сообщаетъ о несчастьяхъ съ авiаторами. Въ особенности ужасное впечатленiе производитъ сообщенiе о катастрофѣ, происшедшей 9-го мая во Францiи, въ Иссиле-мулино. Авiаторъ Тренъ, падая съ аппаратомъ, упалъ въ группу зрителей, убивъ на мѣстѣ военнаго министра Берто и тяжело изуродовавъ премьеръ-министра Мониса.

Аналогичное несчастье произошло при полетѣ Шванда въ Германiи, гдѣ пропеллеромъ аппарата убита зрительница и тяжело ранено двое зрителей.

Въ Курскѣ, 7-го мая, полетъ Уточкина повлекъ за собою 32 жертвы. Обвалилась крыша на которую взобрались зрители, причемъ 10 челов. потерпѣли весьма тяжкiя, 22 тяжкiя и нѣсколько человѣкъ болѣе легкiя увѣчiя. Нѣкоторыя изъ пострадавшихъ скончались отъ ранъ.

На авiацiонной недѣлѣ въ С.-Петербурге первый же день полетовъ былъ омраченъ смертью авiатора Смиса, служившаго механикомъ на Русско-Балтiйскомъ заводѣ, на аэропланѣ котораго и леталъ погибшiй. Упалъ онъ съ высоты 80 метровъ и умеръ черезъ двѣ минуты после паденiя.

Аварiя дирижабля.

При выводе изъ ангара дирижабля "Deutschiand" ("Германiя"), утромъ 3-го мая, онъ былъ подхваченъ сильнымъ порывомъ вѣтра и почти разрушенъ ударомъ объ ангаръ. Прямо удивительно, до чего не везетъ дѣтищамъ Цеппелина!