Электричество и Жизнь, № 8, 1911 год. Успехи воздухоплавания.

"Электричество и Жизнь", №8, август, 1911 год, стр. 263-266

Успѣхи воздухоплаванiя.


Перелетъ С.-Петербургъ—Москва.

Первый большой перелетъ въ Россiи, между ея новой и древней столицами, окончился въ общемъ весьма печально. Изъ 9 авiаторовъ, принявшихъ участiе въ состязанiи, благополучно достигъ цѣли лишь одинъ А. А. Васильевъ. Остальные по тѣмъ или инымъ причинамъ не достигли цѣли. Перелетъ сопровождался рядомъ паденiй, имѣвшихъ болѣе или менѣе тяжелыя послѣдствiя. Пассажиръ авiатора В. В. Слюсаренко, самъ сдавшiй экзаменъ на званiе пилота, — разбился на смерть, а Слюсаренко получилъ тяжелые переломы костей. Такое же несчастье постигло С. И. Уточкина. Другiе участники при паденiяхъ отдѣлались сравнительно счастливо. Свой путь Васильевъ сдѣлалъ почти ровно въ теченiе сутокъ, но изъ нихъ летѣлъ всего около 8-ми час. и, не заблудись вблизи Ржева, побилъ бы мiровой рекордъ быстроты. Ежедневная печать и сами авiаторы возлагаютъ отвѣтственность за неудачу состязанiя на устроителей, недостаточно тщательно устроившихъ промежуточные пункты и вообще не проявившихъ той внимательности къ дѣлу, которой отличаются устроители подобныхъ перелетовъ въ другихъ странахъ.

Послѣднiй рекордъ высоты.

Капитанъ Феликсъ во Францiи, въ Этампѣ, поднялся на монопланѣ Блерiо на высоту 3,490 м., т. е. болѣе 3-хъ верстъ. Поднимался онъ 63 минуты, а спустился планирующимъ спускомъ въ 12 минутъ, побивъ рекордъ, установленный недавно его же соотечественникомъ Лариданомъ, достигшимъ высоты 3280 м.

Воздухоплавательный музей.

Въ Мюнхенскомъ германскомъ музеѣ имѣется спецiальный отдѣлъ, занимающiй уже и въ настоящее время 1300 кв. м., посвященный исторiи развитiя воздухоплаванiя. Въ музеѣ собранъ громадный и въ высшей степени интересный историческiй матерiалъ. Здѣсь посѣтитель находитъ чучела или изображенiя летающихъ животныхъ, птицъ, рыбъ и пресмыкающихся, увеличенныя модели сѣмянъ растенiй, переносимыхъ вѣтромъ, первые попытки искусственныхъ летательныхъ приборовъ, большую коллекцiю японскихъ и китайскихъ "воздушныхъ змѣевъ", массу рисунковъ, чертежей и описанiй фантастическихъ проектовъ воздушныхъ экипажей и т. п. Далѣе представлены модели первыхъ воздушныхъ шаровъ, подлинныя части аэростатовъ, совершавшихъ полеты, остатки отъ памятной экспедицiи Андрэ, фотографiи, снятыя аэронавтами, модели современныхъ дирижаблей всѣхъ системъ и опять-таки подлинныя части нѣкоторыхь изъ нихъ. Послѣдний залъ посвященъ воздушнымъ приборамъ болѣе тяжелымъ, чѣмъ воздухъ. Здѣсь имѣется аппаратъ Лилiэнталя, этого смѣлаго пiонера современныхъ летчиковъ, модели и части позднѣйшихъ аэроплановъ и богатѣйшая коллекцiя фотографiй и таблицъ, относящихся къ авiацiи. Музей все время пополняется и, вѣроятно, его придется отдѣлить отъ другихъ отдѣловъ музея въ особое помѣщенiе. Всѣ собранные предметы прекрасно класифицированы, снабжены подробными пояснительными надписями, а многiя модели, сверхъ того, могутъ приводиться въ движенiе самимъ посѣтителемъ, что разрѣшено администрацiей музея; такъ каждый можетъ въ одну минуту наполнить горячимъ воздухомъ модель монгольфьера и заставить ее подняться къ потолку, опредѣлить направленiе движенiя воздуха при взмахахъ птицей крыльями и т. п. Еженедѣльно въ опредѣленные часы спецiалисты читаютъ краткiя лекцiи по воздухоплаванiю посѣтителямъ музея, входъ въ который на наши деньги оплачивается всего 10 копейками (20 пф.), а для экскурсантовъ и учащихся безплатный. На автора этой замѣтки музей произвелъ громадное впечатлѣнiе, давая подробную картину развитiя авiацiи.

В. Р.