Электричество и Жизнь, № 6, 1912 год. НОВОСТИ ВЪ ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ.

"Электричество и Жизнь", №6, июнь, 1912 год, стр. 227-232

НОВОСТИ ВЪ ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ.

Приборъ для автоматической баллотировки инж. Гамаженко и Данилевскаго.

Механизмъ баллотировочнаго аппарата заключается въ слѣдующемъ. Сбоку вертикальной доски пюпитра или подъ доской стола у каждаго голосующаго привинчивается рукоятка переключателя, которую можно поворачивать вправо и влѣво до предѣльныхъ штифтовъ, но которую особая пружина удерживаетъ по средней линiи между штифтами (въ неработающемъ состоянiи). Рукоять эта закрывается крышкой въ видѣ коробки такой величины, чтобы подъ ней свободно могла помѣститься рука. Коробка должна замыкаться замкомъ такимъ образомъ, что рукоять переключателя не можетъ быть доступна никому другому, кроме владельца ключа.

Отъ переключателей проложены провода къ столу предсѣдательствующаго; на столѣ устанавливаются два круглыхъ аппарата-счетчика со стрѣлкой и циферблатомъ, на которомъ нанесены дѣленiя и цифры дѣленiй по максимальному числу голосующихъ. Счетчики устанавливаются справа и слѣва отъ предсѣдателя и приводятся въ дѣйствiе при посредствѣ тока отъ аккумулятора въ тотъ моментъ, когда предсѣдатель замыкаетъ цѣпь рубильникомъ для праваго или для лѣваго прибора.

Послѣ предложенiя предсѣдателя о постановкѣ вопроса на голосованiе, каждый участникъ баллотировки, сидя на своемъ мѣстѣ, поворачиваетъ ручку переключателя направо или налѣво, въ зависимости отъ подачи голоса "за" или "противъ" принятiя проекта, предложеннаго предсѣдателемъ. Когда всеми голосующими это будетъ исполнено, предсѣдатель включаетъ токъ рубильникомъ, и въ тотъ же моментъ на счетчикахъ стрѣлки мгновенно укажутъ цифру числа поданныхъ голосовъ: правый за принятiе предложеннаго проекта, а лѣвый — противъ. Чтобы проконтролировать показанiя счетчиковъ, можно переключить цѣпь такъ, чтобы показанiя счетчиковъ перемѣстились, т. е. чтобы правый аппаратъ показалъ число, бывшее на лѣвомъ, а лѣвый наоборотъ. При посредствѣ двухъ дополнительныхъ рубильниковъ производится еще провѣрка путемъ суммированiя показанiй обоихъ аппаратовъ на каждомъ изъ нихъ. При правильной работѣ системы показанiя при провѣркахъ должны быть тождественны.

Кворумъ получается при поворотѣ рукоятей всѣми голосующими въ одну какую-нибудь сторону, при чемъ правый или лѣвый счетчикъ показываетъ общее число голосующихъ, что производится, конечно, до начала каждой баллотировки.

Электрическiе поѣзда Демлера.

Въ Вѣнѣ успѣшно производились опыты съ недавно построенными по системѣ Демлера электрическими безрельсными поѣздами. Съ военной точки зрѣнiя этотъ новый способъ передвиженiя заслуживаетъ особаго вниманiя. На обыкновенныхъ электрическихъ желѣзныхъ дорогахъ токъ поступаетъ въ моторы поѣзда по проводу изъ центральной станцiи. Въ электрическихъ поѣздахъ системы Демлера токъ образуется въ самомъ поѣздѣ посредствомъ особаго двигателя и динамо-машины, что избавляетъ отъ необходимости сооружать электрическую станцiю.

Поѣздъ состоитъ изъ одного машиннаго вагона, въ которомъ установленъ 120 сильный бензино-моторъ съ соотвѣтствующей динамо-машиной, и изъ пяти прицѣпныхъ вагоновъ. Каждый вагонъ раздѣляется на два одноосныхъ полувагончика, соединенныхъ между собой шарнирами. Соединенiе всѣхъ полувагончиковъ устроено такимъ образомъ, что они идутъ по одной колеѣ. Токъ посредствомъ проводовъ отъ электровоза одновременно передается осямъ всѣхъ вагоновъ. Такимъ образомъ электрическiй безрельсный поѣздъ представляетъ какъ бы рядъ электро-автомобилей, приводимыхъ въ движенiе электро-моторами. Этотъ поѣздъ можетъ одинаково удобно двигаться впередъ и назадъ. Особое вниманiе обращено на устройство тормазовъ, что очень важно при спусканiи съ горъ. Общая подъемность поѣзда 20 тоннъ, средняя скорость его до 10 километровъ въ часъ, максимальная же скорость 15 километровъ. Недостатокъ безрельсоваго поѣзда заключается въ томъ, что онъ не можетъ двигаться по грунтовой дорогѣ, и примѣненiе его зависитъ отъ возможности пользоваться искусственными шоссейными дорогами. ("Нов. Тех. и пром.").

Безпроволочный компасъ.

Такъ называется новое изобрѣтенiе Маркони, которое будетъ испробовано на пароходѣ "Мавританiя", отходящемъ на-дняхъ изъ Ливерпуля. Маркони нынѣ прибылъ въ Канаду для осмотра канадской станцiи, построенной для британскаго безпроволочнаго кругосветнаго сообщенiя. Пока Маркони отказывается сообщить тайну своего изобрѣтенiя. Онъ огласить его лишь по полученiи бумагъ изъ бюро патентовъ. Тѣмъ не менѣе онъ обрисовалъ въ общихъ чертахъ свой "безпроволочный компасъ". "Предположимъ", сказалъ Маркони, "рядъ маяковъ по берегамъ морей и океановъ и рядъ судовъ на различныхъ другъ отъ друга разстоянiяхъ въ открытомъ морѣ. Предположимъ далѣе, что всѣ эти маяки и всѣ эти суда посылаютъ въ густой туманъ и бурю электромагнитныя волны. Извѣстны затрудненiя, которыя приходится преодолѣвать въ такихъ случаяхъ шкиперу. Онъ получаетъ безпроволочныя депеши, но не имѣетъ предетавленiя о направленiи, въ которомъ онѣ приходятъ. Мое изобрѣтенiе должно точно восполнить этотъ недостатокъ. Посредствомъ новой электромагнитной волны, которая будетъ примѣняться исключительно съ такой цѣлью, мы будемъ освѣдомлять шкиперовъ о направленiи. Остальное вы можете сообразить сами: надо произвести лишь трiангуляцiю (т. е. вычисленiе положенiя построенiемъ треугольника). Шкиперъ освѣдомленъ о маякѣ вправо отъ него и маякѣ влѣво; онъ строитъ треугольникъ и опредѣляетъ точно, где онъ находится". Спрошенные по этому поводу капитаны судовъ, заявили, что не сомнѣваются въ осуществимости такой идеи и что, если Маркони не ошибается, то онъ окажетъ своимъ изобрѣтенiемъ наибольшую пользу мореплаванiю со времени введенiя компаса. ("Р.").

НАУЧНАЯ ХРОНИКА.

Открытiе торiанита въ Забайкальѣ.

Инженеромъ С. Д. Кузнецовымъ и химикомъ И. С. Бѣлоусовымъ при изслѣдованiи въ минувшемъ году черныхъ шлиховъ изъ золотой розсыпи по рч. Бошагочѣ обнаружены зерна минерала торiанита, представляющаго собою смѣсь окисловъ урана и торiя.

По предварительному анализу минералъ обладаетъ весьма сильными радоiактивными свойствами и содержитъ окиси урана 15%, a окиси торiя — 70%.

Торiанитъ впервые былъ открыть въ 1904 году въ одной изъ розсыпей на о. Цейлонѣ. Вслѣдствiе очень высокаго содержанiя окиси торiя (70—73%) торiанитъ являлся весьма цѣннымъ сырымъ матерiаломъ для производства калильныхъ Ауэровскихъ сѣтокъ.

Къ его разработкѣ приступили съ лихорадочной поспѣшностью и уже въ 1906 году онъ поступалъ на рынокъ десятками тоннъ. Однако, въ настоящее время цейлонское мѣсторожденiе торiанита окончательно выработано и совершенно не представляетъ промышленнаго значенiя.

Отмѣчаемъ весьма отрадный фактъ нахожденiя признаковъ этого весьма рѣдкаго и цѣннаго матерiала въ Забайкальѣ, такъ какъ спросъ на него можетъ выразиться въ десяткахъ миллiоновъ рублей.

Остроумное изобрѣтенiе.

По сообщенiю "Тифлисскаго Листка", старшимъ механикомъ Закавк. ж. д. М. М. Михайловымъ изобрѣтены весьма остроумныя приспособленiя для телефонированiя на дaльнiя разстоянiя. Примѣнены они на сигнальной линiи Баку-Батумскаго керосино-провода. Во время разговора телефонирующiй, нажимая ногой на педаль, посредствомъ особыхъ автоматическихъ коммутаторовъ включаетъ въ телефонную сѣть вмѣсто земляного провода сосѣднiй проводъ той же линiи, служащiй для подачи сигналовъ съ пути въ случаѣ порчи трубопровода. Изобрѣтенiе это избавляетъ жел. дорогу отъ единовременнаго расхода въ 40 т. руб. на подвѣску еще одного провода отъ Баку до Батума и отъ ежегоднаго расхода въ 16,000 руб. Комбинацiя эта даетъ еще возможность при каждомъ разговорѣ контролировать, исправенъ ли сигнальной проводъ, и ея введенiе, вполнѣ замѣняющее подвѣску самостоятельнаго провода, обойдется не болѣе 3,000 руб.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХРОНИКА.

Еще объ изобрѣтенiи г. Юрьева.

Нѣкто, фамилiю котораго мы не могли разобрать, сообщаетъ, что корреспондентъ "Новаго Времени" не точно описалъ изобрѣтенiе г. Юрьева, о которомъ было нами упомянуто въ № 4 журнала. Къ сожалѣнiю авторъ письма не указываетъ, въ чемъ же собственно оригинальность изобрѣтенiя г. Юрьева, такъ какъ гелiоптеры были и до него извѣстны и мы полагали, что г. Юрьевъ далъ комбинацiю гелiоптера и аэроплана. Просимъ автора письма, если эти строки попадутся ему на глаза, дать болѣе подробное разъясненiе. Добавимъ, что изобрѣтатель удостоенъ золотой медали, что указываетъ на оригинальность его изобрѣтенiя.

Магниты для поднятiя потонувшихъ миноносокъ.

Магниты для поднятiя потонувшихъ миноносокъ испытываются въ Соед. Штатахъ на пригодность. Такъ какъ миноноски имѣютъ значительную стоимость и при упражненiяхъ въ стрѣльбѣ вслѣдствiе недостатковъ въ самодѣйствующихъ аппаратахъ часто идутъ ко дну, то способъ болѣе легкаго и вѣрнаго вылавливанiя миноноски изъ воды привелъ бы къ существеннымъ сбереженiямъ. Магниты могутъ быть не очень сильными; важнѣе, чтобы они были нечувствительны къ водѣ и измѣненiю температуры.

("The Ingineer", 27, 1,-1911).

Кодофонъ.

Подъ такимъ названiемъ получаетъ распространенiе новый приборъ для полетовъ на неуправляемыхъ шарахъ. До сихъ поръ былъ извѣстенъ очень простой, но мало удовлетворительный способъ опредѣленiя скорости подъема или спуска.

Для этого бросали бумажки изъ корзины шара и по тому, спускаются ли онѣ или поднимаются, судили о движенiи шара. Неудобство и неточность такого способа вполнѣ очевидны. Изобрѣтетемъ кодофона дана пилотамъ возможность опредѣлять скорость своего перемещенiя вверхъ или внизъ съ достаточной точностью и простотой.

Приборъ состоитъ изъ небольшой мельнички, напоминающей мельничку электрическихъ вентиляторовъ и подвѣшиваемой къ сѣткѣ шара на довольно значительномъ разстоянiи отъ корзины. Къ послѣдней идутъ отъ мельнички два электрическихъ провода, сообщающихся съ батареей электрическихъ элементовъ и съ механизмомъ двухъ колокольчиковъ разнаго тона. При передвиженiи шара вверхъ или внизъ расположенная горизонтально мельничка вращается и при каждомъ поворотѣ, замыкая токъ, производитъ ударъ одного изъ колокольчиковъ: при подъемѣ звучитъ одинъ, при спускѣ другой изъ нихъ. По частотѣ ударовъ легко можно слѣдить за скоростью движенiя съ одинаковымъ удобствомъ и днемъ и въ ночное время.

Смѣсь

Лейденская банка, какъ предсказатель погоды. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ французскiй физикъ Дюкла обнародовалъ странный фактъ, что заряженная лейденская банка, уравновешенная на чашкѣ вёсовъ, измѣняетъ свой вѣсъ въ зависимости отъ погоды. Такимъ образомъ она можетъ служить для предсказанiя погоды или, во всякомъ случаѣ, измѣнять свой вѣсъ въ зависимости отъ изммѣненiя показанiй барометра, гигрометра и термометра. Было бы крайне интересно, если бы кто-либо изъ читателей журнала провѣрилъ наблюденiе Дюкла и сообщилъ бы на страницахъ "Эл. и Ж." результаты своихъ наблюденiй.

Ф. С—овъ.

Столкновенiе дирижаблей. Англiйскiй военный дирижабль "Бета" совершенно разрушенъ при столкновенiи съ другимъ аэростатомъ. Дирижабль "Гамма", вмѣстѣ съ нимъ занимаюшiй общiй элингъ, поднялся въ Фарнборо и совершилъ полетъ надъ Лондономъ. Возвращаясь къ элингу онъ столкнулся съ дирижаблемъ "Бета", который готовился къ подъему; "Бета" ударился объ элингъ, оболочка его порвалась и онъ развалился у самаго входа въ элингъ.

Крысы и телефонъ. Открылась новая опасность для телефона — это крысы.

Въ петербургское телефонное управленiе поступило заявленiе одновременно отъ 200 абонентовъ о внезапномъ перерывѣ въ телефонномъ сообщенiи. Въ раiонъ поврежденiй были командированы техники и монтеры телефоновъ. И что же? На одной изъ улицъ обнаружена перегрызенная крысами громаднаго объема металлическая броня телефоннаго кабеля. ("Рос").