Железнодорожник, №1, 1929 год. ДОРОГУ РАБОЧЕМУ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ.

"Железнодорожник", №1, январь 1929 год, стр. 17-18

ДОРОГУ РАБОЧЕМУ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ.

Развитие изобретательского дела на транспорте в период рационализации и реконструкции всего хозяйства приобретает особо важную роль.

Творческая мысль, направленная на улучшение той или иной детали производства, уже находит свое практическое применение в жизни. Сотни, тысячи рабочих-изобретателей, повседневно связанных со своим станком, машиной, паровозом, направляют свои мысли, знания и практический опыт на дело социалистического строительства. Изобретательство на транспорте растет. Каждый месяц приносит нам все новые и новые предложения, изобретения, направленные к усовершенствованиям работы транспорта.

Для характеристики быстрого роста изобретательского дела можно привести такие цифры: к 1 октября прошлого года, по всей сети дорог было внесено 6½ тысяч предложений, а за первый квартал текущего года количество предложений увеличилось до 8 тысяч. По отдельным дорогам рост предложений тоже весьма показателен. Например. на М.-Курской дороге за 1925/26—26/27 г.г. было внесено 138 изобретений, тогда как за один 1927/28 год количество изобретений возросло до 367. Или на Северной дороге за 1925/26—26/27 годы всего поступило 157 предложений, а за 1927/28 г. число предложений увеличилось уже до 315, т.-е. в два раза больше. Быстрый рост замечается почти на всех дорогах, с той лишь разницей, что на одной дороге больше, на другой — меньше.

Однако, было бы большой ошибкой, если бы мы сказали, что с изобретательством у нас обстоит благополучно. Напротив, приходится подчеркнуть, что эта отрасль работы на транспорте находится в особо неблагоприятных условиях. Она не находит к себе достаточно внимательного отношения как со стороны наших хозяйственников и органов, поставленных для содействия рабочему изобретательству — изулов, так и со стороны наших профессиональных организаций.

Недавно в Москве закончила свои работы первая узловая конференция изобретателей-железнодорожников. Собравшись на эту конференцию, изобретатели излили всю горечь, накопившуюся у них за это время. В своих выступлениях они жаловались на косность, рутину, на бездушно-чиновническое отношение к ним — изобретателям, со стороны хозяйственников и изулов.

ПЕРВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ-ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ. Президиум конференции; зал заседания.

Мытарства и муки, которые приходится испытать нашим изобретателям, пока их предложения находят применение в жизни — чрезвычайно велики.

Бессонные ночи, проведенные над тем или иным изобретением, довершаются неделями, месяцами хождения по экспертным комиссиям, изулам, отделам правления дорог и т. д.

Счастливчиков-изобретателей у нас нет. Изобретателям, получившим мировое имя, вроде Казанцева, Трегера, Трофимова, Матросова и других, хорошо знаком тернистый путь изобретателя.

На этой же конференции вскрылась другая безотрадная картина работы наших доризулов. Доризулы поставлены организовывать, направлять работу изобретательства. А у нас они что из себя представляют?

— Что такое доризул? — спрашивает изобретатель т. Шатревич, и сам же отвечает:

— Это полтора человека и огромная кипа бумаг. Ясно, что при таком положении они работать не могут, у них опускаются руки.

Мы с тов. Шатревичем вполне согласны. Штаты доризулов не соответствуют той работе и тому значению, которое имеет изобретательское дело.

Если к этому добавить еще и то, что иногда эти 1½—2 человека есть люди, не связанные с общественностью, люди со старыми замашками, со старым подходом, то станет вполне очевидным, как трудно поставить эту работу на должную высоту.

«Гудок» в прошлом году провел смотр работы доризулов. В результате смотра выявилась следующая картина. В большинстве своем доризулы связи с массами не имеют. Учет применяемых изобретений отсутствует. Рассмотрением изобретений задерживаются по месяцу—два, а иногда и больше. Выездов на места с докладами о своей работе, за редкими исключениями, не делается. Руководство экспертными комиссиями недостаточно. Фонд рационализации используется неполностью, а иногда и не по назначению и т. д. Все эти горькие факты выявились в порядке смотра. О них же много говорилось и на узловой конференции изобретателей.

Можно ли оставаться равнодушными к таким явлениям? Конечно, нет. Творческая мысль рабочих-изобретателей бьет ключем. Ее нужно направить по определенному руслу нашей рационализаторской работы.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОРОНЕЖСКИХ Ж.-Д. МАСТЕРСКИХ. Новый германский фрезерный станок, установленный в мастерских.

Что для этого нужно сделать?

Прежде всего надо уделить максимум внимания этому делу и особенно со стороны профорганов. Само собой разумеется, что внимание должно быть направлено не только по линии вынесения хороших резолюций, дачи распоряжений и приказов. Необходимо наметить практические мероприятия, которые способствовали бы развитию изобретательского дела.

Нам кажется, что в первую очередь необходимо на предприятиях транспорта организовать кружки изобретений. Опыт такой организации имеется на Муромском паровозо-ремонтном заводе, где в кружок входит 40 изобретателей. Этот кружок совместно разбирает изобретения членов кружка. Выделенные дирекцией завода два человека с техническими познаниями оказывают им техническую помощь. Там же установлено особое наблюдение за проведением в жизнь предложений изобретателей. Благодаря этому процент годных предложений там велик.

Нужно теперь же организовать комиссии содействия изобретательству, там где насчитывается 100 рабочих и служащих, согласно приказа НПКС № 632 от 21 ноября.

Дорпрофсожи должны обсудить, где в крупных предприятиях необходимо иметь освобожденного ответственного секретаря комиссии и поставить этот вопрос перед правлением дороги.

Штаты доризулов необходимо увеличить с тем, чтобы обеспечить плановую и бесперебойную работу. Вместе с этим нужно провести соответствующий подбор работников. Полезно было бы создать временные контрольные комиссии для проверки работы как дорожных изулов, так и местных экспертных комиссий.

Совершенно очевидно, что связь изулов с изобретателями надо улучшить.

Союзные организации должны строго следить за тем, чтобы вносимые предложения рассматривалось без задержки, т.-е. в течение 7 дней в экспертных комиссиях и 14 дней в изуле (приказ 632).

В крупных пунктах, при клубах и красных уголках желательно организовать техническую консультацию, куда могли бы обращаться изобретатели за советом и помощью.

Известный изобретатель тов. Казанцев беседует с молодыми изобретателями на конференции.

Профорганизации должны особенно внимательно отнестись ко всякого рода жалобам на волокиту, нетоварищеское, нечуткое отношение к изобретателям. Каждый такой случай не должен оставаться без последствий. Большие результаты в смысле практических мероприятий могут дать конференции изобретателей.

Созыв таких конференций в крупных узлах и пунктах поможет вскрыть все болезненные явления, наблюдающиеся в изобретательском деле. И, наконец, надо широко раз'яснить рабочим и служащим новое положение о дорожных комиссиях содействия изобретательству.

Нужно помнить, что с нашей технической отсталостью, с плохим оборудованием, с недостаточной организацией работ, то-есть со всеми теми трудностями, которые стоят перед транспортом, мы значительно быстрее и легче справимся, если создадим нормальные условия работы нашим изобретателям. К этому мы призываем всех хозяйственников и, в первую очередь, наши профессиональные организации.

Д. Сухинин.