Характерной особенностью работы железнодорожного транспорта за последние годы является крупное расширение грузовых перевозок.
В области же наличия перевозочных средств имеется совершенно иная картина, заключающаяся в том, что количество паровозов и товарных вагонов, находящееся в распоряжении железнодорожного транспорта остается почти неизменным.
Подобное положение ведет к тому, что в последнее время все чаще и чаще различным дорогам сети приходится переживать предельное использование своих перевозочных средств и, вследствие этого, попадать в крайне нервную обстановку работы при наличии непогруженных остатков грузов.
Единственным выходом из создавшегося напряженного положения является достижение улучшений по использованию наличных перевозочных средств, т.-е. улучшение существующих коэффициентов использования паровозов и вагонов.
Совершенно естественно, что в такой обстановке особо настороженное внимание должно приковывать к себе то явление резкого сжатия размеров улучшений основных эксплоатационных измерителей, которое отмечается за последний год.
По среднесуточному пробегу рабочего паровоза в товаро-воинском движении за 1927/28 г. имеется достижение в 138,4 клм, что дает против 130,9 клм предшествовавшего 1926/27 г. увеличение только на 5,7 проц., в то время, как предшествовавший годовой прирост выразился в 7,3 проц.
Увеличение грузовой работы железнодорожной сети наглядно усматривается из следующих данных о размерах среднесуточной погрузки сети и величине годовых приростов погрузки:
Среднесуточный пробег 1 рабочего вагона товарного парка во всех поездах, за исключением хозяйственных, за 1927/28 г. достиг 80,9 клм или увеличился за год всего лишь на 0,6 проц. против соответствующего увеличения за 1926/27 г., по сравнению с 1925/26 г., на 10,3 проц.
Подобное же затухание роста имеется и по среднему составу товарных поездов, который за 1926/27 год поднялся против 1925/26 г. на 2,1 проц., за 1927/28 г. же увеличился лишь на 1,2 проц., достигнув величины 96,2 оси против 95,1 оси за 1926/27 г.
Сильно замедлился темп улучшения и по среднему обороту вагона товарного парка и величина этого измерителя в 1927/28 г., выразившись в 10,8 суток, улучшилась за год против 11,3 сут. 1926/27 г. только на 4,4 проц., в то время как предшествовавшее годовое улучшение этого измерителя за 1926/27 г. выразилось в 9,6 проц.
И, наконец, по средней нагрузке на ось вагона товарного парка имеется также очень незначительное улучшение качества использования под'емной силы подвижного состава, так как этот измеритель за 1927/28 г. определился в 4,46 тонны против 4,45 тонны 1926/27 года.
Совершенно понятно, что наличие крайне нежелательного явления резкого снижения улучшения основных измерителей качества использования железнодорожного состава при одновременном значительном увеличении перевозочных задач, которые выдвигаются перед железнодорожным транспортом, заставило правительство обратить особое внимание на эту сторону железнодорожного дела.
Результатом этого явилось то, что при рассмотрении бюджета железнодорожного транспорта на 1928/29 г. было особенно заострено внимание на основных измерителях эксплоатационной работы железных дорог. На текущий год, в изменение предшествовавшей практики, железнодорожный транспорт получил указания со стороны правительства не только о тех размерах грузовой работы, которые он должен выполнить и размерах дохода и расхода своего, но и получил директивное указание о том, какие достижения железные дороги обязаны получить в текущем году по своим основным эксплоатационным измерителям.
В настоящих условиях подобная постановка вопроса является совершенно правильной. Совершенно ясно, что разрешение дальнейших крупнейших задач, стоящих перед транспортом по бесперебойному выполнению быстро возрастающих перевозочных потребностей народного хозяйства возможно только путем отыскания необходимых средств внутри самого транспорта за счет решительного улучшения использования наличных перевозочных средств.
Обращает на себя внимание, что заданные правительством эксплоатационные измерители на 1928/29 г. очень сильно разнятся от полученных за 1927/28 г. — в сторону их повышения, что наглядно видно из следующей таблицы:
1927/28 г. | 1928/29 г. | %% прироста | ||
в 1927/28 г. | 1928/29 | |||
Ср.-суточ. пробег 1 рабоч. паро- воза тов.-воин. движ. в клм..... |
138,4 | 150,0 | +5,7 | +8,4 |
Ср.-сут. проб. 1 раб. вагона тов. парка в клм..... |
80,9 | 85,0 | +0,6 | +5,1 |
Ср. состав тов. поездов в осях.... | 96,2 | 98,0 | +1,2 | +1,9 |
Ср. нагрузка на ось вагона тов. парка в тоннах.... |
4,45 | 4,55 | +0,2 | +2,2 |
В особенности обращает на себя внимание тот значительно повышенный процент годовых приростов основных эксплоатационных измерителей, который намечен для железнодорожной сети, как обязательный, для достижения в 1928/29 году. Естественно возникает вопрос, является ли подобное улучшение посильным для железных дорог. Нужно признать, что оно является возможным, если учесть те новые методы эксплоатации, которые введены за последнее время в практику советских железных дорог.
Указанными новыми методами являются: обезличенная езда на паровозах, удлинение тяговых плеч, отмена обменных операций, об'единение узлов, маршрутизация и движение товарных поездов по расписанию.
Совершенно правильно, что перед железными дорогами, получившими в свое распоряжение ряд мероприятий, способствующих улучшению использования перевозочных средств, ставится задача соответственно с этим дать и улучшение своих основных измерителей в более решительной степени.
Но, конечно, одновременно справедливость требует признать и то, что указанные достижения потребуют максимальных напряжений со стороны железных дорог и всей массы железнодорожных рабочих и служащих.
Одно совершенно ясно, что нынешняя обстановка требует, чтобы задания правительства по основным эксплоатационным измерителям были выполнены на все 100 проц. Указанные задания являются особо ответственными и требуют от дорог особой тщательности и четкости в эксплоатациюнной работе и в первую очередь задания жестких норм по линии. При чем должно учитываться, что параллельно должны быть проработаны и те организационные мероприятия, которые дадут возможность линии подойти к выполнению полученных заданий. В особенности важны мероприятия по повышению степени загрузки вагона, так как приходится считаться с тем явлением, что под влиянием оживления второстепенных видов промышленности нагрузка на ось будет иметь стремление к снижению.
В данном случае потребуется не только максимальное напряжение технического аппарата железных дорог, но нужна будет полная мобилизация всей железнодорожной общественности и в первую очередь профсоюзного актива, в особенности, органов инженерно-технической секции на местах.
Совершенно очевидна та важнейшая и решающая роль, которая в данном случае выпадает на производственные комиссии и совещания, а также на рабкоровские организации и отдельных рабкоров. Поэтому профсоюзные органы должны принять все меры к тому, чтобы для указанных общественных организаций была создана наиболее благоприятная обстановка для их работы. Железнодорожники должны помнить, что разрешение полученной от правительства ответственной задачи по повышенному улучшению эксплоатационных измерителей будет обозначать собою обеспечение успешного развития народного хозяйства и создание условий для успешного осуществления индустриализации нашего Союза.
А поэтому нужно твердо настаивать на том, чтобы все железнодорожники, а в особенности руководящие общественные организации на железных дорогах, представили себе всю серьезность поставленных перед железнодорожным транспортом новых задач и приняли бы все меры к тому, чтобы задания правительства по основным измерителям эксплоатационной работы были выполнены полностью при максимальной инициативе и напряжении сил железнодорожных масс.
В. Новиков-Максимов.