"Наука и Жизнь", №1, 1890 год

МОСТЪ ЧЕРЕЗЪ ЛАМАНШЪ.

Настоящiй вѣкъ безъ преувеличенiя можно назвать вѣкомъ гигантскихъ сооруженiй, однимъ изъ коихъ была и Эйфелева башня на Парижской выставкѣ. Теперь готовится новое, еще болѣе грандiозное и важное сооруженiе — мостъ черезъ проливъ Ламаншъ, раздѣляющiй Францiю отъ Англiи. Этотъ мостъ будетъ иметь въ длину 28 километровъ (почти столько же верстъ).

Вопросъ о соединенiи Англiи съ Францiей мостомъ, или тоннелемъ возникъ уже давно. Въ 1873 году былъ серьозно поднятъ вопросъ о тоннелѣ подъ Ламаншемъ. Были произведены всѣ необходимыя изслѣдованiя; осуществимость предпрiятiя была вполнѣ доказана; выгодность его для обѣихъ странъ была несомнѣнна; были и капиталисты, дававшiе деньги на осуществленiе предпрiятiя. Проектъ подводнаго тоннеля, однако, не удался изъ политическихъ соображенiй. Такъ какъ сухопутныя силы Англiи ничтожны, то возникло опасенiе, что по туннелю въ Англiю можетъ быть сдѣлана высадка войскъ. Нынѣ возникъ проектъ соединить Англiю съ Францiей не подъ водой, а надъ водой, посредствомъ моста неслыханной величины.

Въ Англiи составилась съ огромными капиталами компанiя Channel Bridge. За техническую сторону дѣла взялись два знаменитые англiйскiе инженера: Джонъ Фаулеръ (Fowler) и Венiаминъ Бокеръ (Baker), и два знаменитыя французскiе: г. Шнейдеръ и г. Герсанъ (Hersent), управляющiй одними изъ обширнѣйшихъ въ мiрѣ механическими заводами въ Крезо. Эти четыре инженера произвели всѣ необходимыя изслѣдованiя и уже выработали подробный проектъ моста черезъ Ламаншъ.

Мостъ предположено построить на самомъ узкомъ мѣстѣ пролива, между Gris-Nez (со стороны Францiи) и Фокстономъ (со стороны Англiи). Разстоянiе между этими двумя пунктами по прямой линiи менѣе 28 километровъ; но мостъ будетъ дѣлать небольшое закругленiе, чтобы воспользоваться двумя существующими отмелями (банки Варнская и Кольбарская). На этихъ отмеляхъ глубина моря всего 6—7 метровъ, что значительно уменьшитъ расходы по постройкѣ устоевъ-башень. Наибольшая глубина моря по этому направленiю 55 метровъ (27 саженъ) при отливѣ.

Такимъ образомъ необходимо: 1) построить устои (далѣе мы ихъ будемъ называть башнями, въ виду необычайности размѣровъ) на большой глубинѣ; 2) поднять самый мостъ настолько, чтобы подъ нимъ проходили самыя большiя морскiя суда. Согласно предварительному проекту (Arant-Projet), строители думають достигнуть этого такъ.

Башни (устои) моста будутъ изъ гранита со стальными скрѣпленiями. О величинѣ этихъ башень можно составить понятiе уже по одному тому, что наибольшая изъ нихъ (на глубинѣ 55 метровъ) будетъ имѣть площадь основанiя въ 1604 квадратные метра. Всюду будетъ употребляться только сталь, въ виду ея прочности. Для постройки башень потребуется 76.000 тоннъ стали и 4 миллiона кубич. метровъ гранита. Для надводной части моста, кромѣ того, потребуется еще 772.000 тоннъ стали. Общая стоимость постройки исчислена въ 860 миллiоновъ франковъ, но можетъ достигнуть и миллiарда.

Постройка башень производится при помощи желѣзныхъ кессоновъ, изъ гранитныхъ глыбъ, скрѣпляемыхъ стальными связями и цементомъ. Каменная кладка подымается надъ поверхностью воды на 21 метръ при отливѣ и на 14 метровъ при приливѣ (уровень Ламанша колеблется на 7 метровъ). Слѣдовательно, на глубинѣ 55 метровъ каменная кладка будетъ имѣть 76 метровъ вышины, предполагая, что кладка начнется прямо на морскомъ днѣ.

На каменныхъ башняхъ на каждой будетъ возвышаться по двѣ стальныя башни. Послѣднiя будутъ скрѣплены огромными стальными балками и имѣютъ высоту въ 40 метровъ. Рельсы же будутъ лежать выше еще на 11 метровъ, такъ что поѣзда будутъ ходить на высотѣ 72 метровъ (около 35 ½ саженъ) отъ поверхности моря (при отливѣ). Но стальной переплетъ идетъ выше уровня рельсовъ еще на 54 метра. Такимъ образомъ, главная башня, поставленная на глубинѣ 55 метровъ, будетъ имѣть общую высоту во 181 метр.( 90 саж.), въ томъ числѣ каменной кладки 76 метровъ.

Пролеты моста на глубокихъ мѣстахъ будутъ поочередно въ 500 и 300 метровъ; на болѣе мелкихъ в 350 и 200 метровъ, также поочередно; наконецъ, у береговъ пролеты будутъ чередоваться въ 250—100 метровъ.

Пролеты въ 500 метр. (полверсты), — это потруднее Эйфелевой башни. Но техника за послѣднiе годы сдѣлала такiе гигансткiе успѣхи, что осуществимость этого грандiознаго проекта вполнѣ и несомнѣнно возможна.


Hosted by uCoz