"Наука и Жизнь", №2, январь 1893 год

Фортепьяно-скрипки.

Въ рѣдкомъ образованномъ семействѣ нынѣ можно не найти какого-либо музыкальнаго инструмента, всего чаще, конечно, рояля, или фортепьяно. Но всего рѣже можно встретить инструменты смычковые, что впрочемъ и не удивительно по многимъ причинамъ. На инструментѣ съ клавишами могутъ играть и дѣти, что уже почти недоступно для смычковыхъ инструментовъ (скрипка, альтъ, вiолончель). Затѣмъ, вообще, игра на смычковыхъ инструментахъ гораздо труднѣе, чѣмъ на фортепьяно, а слушатели виртуозовъ, конечно, не думаютъ о тѣхъ огромныхъ трудахъ, которые долженъ былъ превзойти артистъ, чтобы хорошо сыграть концертъ на скрипкѣ.

Поэтому на семейныхъ вечерахъ обыкновенно обходятся съ помощью одного рояля, или фортепьяно. Скрипки считаются уже необычною роскошью.

Профессоръ музыки въ Парижѣ г. Вламинкъ (Vlaminck) задался цѣлью дать возможность и на смычковыхъ инструментахъ играть при помощи обыкновенной клавiатуры, и его старанiя увенчались полнымъ успѣхомъ. Весьма трудныя сонаты Бетховена и Гайдна выходили очень хорошо. Это ясно доказываетъ, что для клубскихъ и семейныхъ вечеровъ это изобрѣтенiе незамѣнимо. Играютъ на фортепьяно нынѣ очень многiе, а тутъ имъ дается полная возможность, не учась, играть и на скрипкѣ, и на вiолончели, и на контрабасѣ, и на альтѣ. Легко составить прекрасный концертъ. Конечно, не всѣ смычковые эффекты возможны, напр., для скрипки съ клавишами. Очевидно, что невозможно взять такъ-называемыя скользящiя ноты (notes glissés), или комы (на рояли нѣтъ разницы между до дiэзъ и ре бемоль, а на скрипкѣ ее можно сделать). Но многiе смычковые эффекты вполнѣ возможны (напр., пиччикато), такъ что это изобрѣтенiе удовлетворяетъ потребностямъ громадной массы вполнѣ. Самособою разумеется, оно и не предназначается для спецiалистовъ-скрипачей.

На прилагаемой гравюрѣ изображены вiолончель (слѣва) и альтъ (справа), съ клавишами. Устройство этихъ остроумыхъ аппаратовъ основано на тщательномъ изученiи того, насколько нужно укоротить струну каждаго инструмента для полученiя чистаго даннаго звука. Пока сделаны и готовы инструменты на 5 октавъ, — что вполнѣ пригодно для обычныхъ цѣлей.

Вiолончель, какъ и слѣдовало ожидать, вышла довольно громоздкою; за то альтъ очень портативенъ (размѣры готоваго инструмента 0,25 Х 0,28 Х 0,80 въ метрахъ). Сейчасъ дѣлаются приспособленiя для скрипокъ.


Hosted by uCoz