Перенесенiе тяжестей является однимъ изъ самыхъ распространенныхъ и неизбѣжныхъ видовъ атлетической работы. Многочисленныя армiи мирнаго и военнаго труда обязаны не только ежедневно переносить тяжести, но часто принуждены проявлять усиленную работу и отмѣнную выносливость. Статистическiя цифры только отчасти могутъ пояснить колоссальный трудъ носильщиковъ, переносящихъ многократно грузы добывающей и обрабатывающей промышленности и домашняго хозяйства. Однѣми желѣзными дорогами перевезено въ 1889 г. больше 4185 миллiоновъ пудовъ, а сколько по воднымъ путямъ и сколько разъ эти грузы были подняты человѣкомъ! Конечно, самымъ неизбѣжнымъ грузомъ, которымъ обремененъ всякiй человѣкъ, должно считать тяжесть его собственнаго тѣла, но обсужденiе лучшихъ способовъ ходьбы, бѣга, скачковъ и плаванiя предоставимъ народнымъ и военнымъ школамъ, равно какъ обсужденiе передвиженiй на конькахъ, лыжахъ, лодкахъ, колесныхъ машинахъ; наконецъ, на крыльяхъ и воздушныхъ шарахъ — предоставимъ техникамъ и механикамъ — гимнастамъ. Мы займемся только способомъ наилучшаго перенесенiя тяжестей на человѣкѣ, перенесенiя на вьючномъ рабочемъ, или солдатѣ.
Основными требованiями для наилучшаго, наиболѣе легкаго, безопаснаго и удобнаго перенесения тяжестей нужно признать слѣдующiя: — а) помѣщенiе тяжести на спинѣ, которое менѣе удобно на плечахъ, b) положенiе центровъ тяжести тѣла носильщика и его груза на одной отвѣсной къ горизонту линiи, и возможное совпаденiе ихъ въ одной точкѣ; с) преимущественное обремененiе скелета, на которомъ, главнымъ образомъ, должна покоиться тяжесть; d) устраненiе мышцъ отъ труда поддерживанiя тяжести груза; е) введенiе поддерживающихъ на скелетѣ грузъ аппаратовъ, такъ сказать, усовершенствованiе человѣческой организацiи искусственными аппаратами; f) сохраненiе возможной свободы движенiй тѣла; g) свобода дыханiя и кровообращенiя носильщика, h) его полная безопасность при нагруженiи, разгруженiи, при перенесенiи тяжести во всѣхъ условiяхъ движенiя.
Этимъ требованiямъ наилучше удовлетворяетъ мое вьючное сѣдло, которое, въ примитивномъ видѣ, можно видѣть у поволжскихъ бурлаковъ, переносящимъ на пристаняхъ неимовѣрно тяжелые грузы, и котораго я почти не встрѣчалъ на остальномъ пространствѣ Европейской Россiи.
Вьючное сѣдло для людей Dr. Евг. Гурина
Вьючное сѣдло (А, см. рис.) должно состоять изъ: а) остова, поддерживающаго грузъ на спинѣ, остова легкаго (напр., деревяннаго, или въ видѣ стальной рамы), но надежнаго въ своей прочности, и b) изъ поддерживающихъ остовъ, обремеменный грузомъ, прочныхъ помочей, (bbbb) надѣтыхъ на плечи. Кромѣ того, важны слѣдующiя подробности. Такъ какъ грузъ при необходимости его центрировать съ центромъ тяжести носильщика, будетъ покоиться на спинѣ, то необходимо, чтобы высота опоры сѣдельной рамы могла измѣняться посредствомъ пряжекъ на помочахъ, застегиваемыхъ носильщикомъ у себя спереди. Рама (А) сѣдла, для удобнаго прилеганья къ поясницѣ и тазу, должна имѣть кожаную подушку съ эластической набивкой ради равномѣрнаго давленiя на тѣло. Для того, чтобы помочи не жали плечей, онѣ должны имѣть удобную и широкую подбивку, d) во избѣжанiе такъ-называемыхъ наминокъ, обыкновенныхъ у вьючныхъ животныхъ и, кажется, у бурлаковъ; а для того, чтобы помочи не съѣхали съ плечей и сѣдло со спины, необходимы два вспомогательныхъ поперечныхъ ремня, одинъ для удержанiя ремней на высотѣ лопатокъ (d), другой въ видѣ широкаго пояса, начинающагося отъ остова сѣдла и подпоясывающаго носильщика. Чтобы защитить спину, нужно поверхъ помочей прикрѣпить полотняный, или кожаный фартукъ, или деревянный щитъ. Поперечныхъ скрѣпленiй на груди, какъ это допускаютъ богомольцы, никакъ нельзя допустить, такъ какъ онѣ затрудняютъ дыханiе и кровообращенiе. Наплечныя помочи, начинаясь отъ сѣдельной рамы, опираются на плечи и возвращаются подъ плечами къ той же рамѣ сбоку груди, которая, такимъ образомъ, нисколько не стѣснена. При хорошо прилаженномъ сѣдлѣ грузъ, главнымъ образомъ, обременить плечевой поясъ, позвоночникъ, тазъ и кости нижнихъ конечностей. — Вотъ, въ общемъ, устройство вьючнаго сѣдла, которое можетъ быть видоизмѣнено для всякой цѣли, особенно въ формѣ своего остова.
Видоизмѣнение сѣдла для военныхъ санитаровъ — носильщиковъ должно касаться, главнымъ образомъ, устройства сѣдельной рамы. Современныя носилки для раненыхъ крайне неудобны тѣмъ, что онѣ для перенесенiя одного раненаго требуютъ двухъ носильщиковъ. При употребленiи вьючныхъ сѣделъ одинъ человѣкъ свободно понесетъ одного раненаго, такъ какъ на этихъ сѣдлахъ бурлаки переносятъ 10—15 пудовыя тяжести. Для перенесенiя раненыхъ съ поля брани необходимо сдѣлать прежде всего удобную для сидѣнiя рамку; менѣе важна проволочная рама для туловища, пружинная или воздушная подушка для сидѣнья и для туловища. Воздушныя подушки болѣе удобны для носильщика и раненаго, но мало прочны. Раму для туловища раненаго свободно можно замѣнить полотенцемъ или тесьмой, поддерживающими раненаго подъ мышки и прикрѣпляемыхъ къ помочамъ спереди. Положенiе раненаго на спинѣ носильщика можетъ быть двухъ родовъ: 1) къ спинѣ носильщика прилежатъ грудь и животъ раненаго; 2) или же спина послѣдняго. Первое положенiе «верхомъ» — болѣе удобно для носильщика. При кровотеченiи изъ конечностей, конечности могутъ быть притянуты вверхъ въ обѣихъ позахъ. — Идея вьючнаго сѣдла, годная для очень разнообразныхъ раненыхъ, тѣмъ привлекательна, что такiя сѣдла въ упрощенномъ видѣ могутъ быть устроены на скорую руку изъ обыкновенныхъ ремней, даже изъ бѣлья солдата и изъ скрученной солдатской шинели, приспособленной для сидѣнья, словомъ, изъ самыхъ разнообразныхъ матерiаловъ одежды и вооруженiя солдата. Для мелкихъ отрядовъ всегда нужно было имѣть запасныя, уже собранныя, помочи, а сосуды для воды дѣлать удобными для употребленiя ихъ въ видѣ сѣдла съ поддерживающей дощечкой. Вода пригодится и бойцу, и сраженному, другу и обезоруженному недругу. Помочи можно устроить изъ ремней при ранцѣ, если видоизмѣнить ихъ форму. Существованiе такихъ сѣделъ дастъ возможность легко уносить раненыхъ съ поля во время битвы и спѣшнаго отступленiя. Нагрузка носильщика раненымъ совершается здоровымъ товарищемъ; носильщикъ при вставанiи съ колѣннаго положенiя опирается или на ружье, или на посохъ. Само собою разумѣется, что предлагаемое вьючное сѣдло можетъ служить не только для перенесенiя раненыхъ, но и для доставки воды и боевыхъ снарядовъ на боевую линiю.
Здѣсь-же, кстати, долженъ упомянуть о томъ, что другимъ прекраснымъ способомъ для передвиженiя тяжестей и раненыхъ можетъ служить простая тачка. Она будетъ незамѣнима для раненыхъ, если дать ей легкую конструкцiю, бамбуковую раму и ящикъ, рессоры, резиновую дутую шину и пружинныя подушки. Оглобли для тачки можно приготовить изъ трубъ эллиптическаго сѣченiя. Для облегченiя рукъ нужно придѣлать къ оглоблямъ ремни, чтобы надѣвать ихъ на плечи, ради обремененiя позвоночника, — тогда рукамъ будетъ принадлежать роль направляющихъ рулей, а не поддерживателей тяжести нагруженной тачки. Тѣ же ремни необходимы для обыкновенныхъ носилокъ на два человѣка. Для всякой тачки, а особенно служащей для военныхъ и санитарныхъ цѣлей, чрезвычайно необходимо и полезно слѣдующее нововведенiе: На продольной срединной линiи тачки должно помѣстить одно главное рабочее колесо, въ строгомъ и надлежащемъ отношенiи къ центру нагруженной тачки, и другое вспомогательное колесо на концѣ тачки, удаленномъ отъ возницы. Это колесо, по большей части, виситъ въ воздухѣ, и назначается для работы только при преградахъ на пути, при чемъ оно первое въѣзжаетъ на возвышающуюся преграду, напр., колоду, трупъ, ружье, валъ и т. п., и первое же ищетъ опоры при переѣздѣ чрезъ рытвинку на ея другой сторонѣ. Тачка, опираясь на главное колесо, можетъ взъѣхать на довольно высокое препятствiе, на которое входить первымъ вспомогательное колесо, приподнятое вверхъ возницей, опустившимъ оглобли тачки внизъ. Устроенная такимъ образомъ тачка о двухъ колесахъ на одной продольной линiи, будетъ въ состоянiи преодолѣвать разныя препятствiя и даже такiя, которыя съ трудомъ могутъ преодолѣть люди съ носилками; она будетъ меньше трясти раненаго, чѣмъ носильщикъ, такъ какъ рессорный ходъ непрерывно-поступательнаго движенiя на колесѣ съ эластической шиной дастъ меньше толчковъ, чѣмъ прерывисто-толкательное движенiе пѣшехода, постоянно получающаго толчки отъ столкновенiя подошвы съ почвой. (Для увеличенiя пружинности подошвы и позвоночника носильщика было бы полезно ввести дутыя резиновыя подошвы къ сапогамъ). Подробности устройства такихъ тачекъ, устройство рессоръ, прямыхъ и арочныхъ осей, просвѣчивающихъ окошечекъ въ передней стѣнкѣ для орiентированiя въ колеѣ; устройство руководящей колеей мушки и освѣщенiе фонарикомъ подъ мушкой ночной дороги — я откладываю до спецiальной статьи объ этомъ. Интересующихся дѣломъ прошу присылать мнѣ свои замѣчанiя по адресу: Кiевъ, Крещатикъ, 42. Доктору Евгенiю Гурину.
Д-ръ Евгенiй Гуринъ.