Употребленiе счисленiй по древнимъ календарямъ, встрѣчающееся въ Житiяхъ Святыхъ, древнихъ церковныхъ исторiяхъ и славянскихъ Библiяхъ, — какъ причина для объясненiя такого счисленiя. — Календарь Эллино-римскiй. Дѣленiе мѣсяца на три части: календы, ноны, иды; понятiе о нихъ. Порядокъ счисленiя древняго Эллино-римскаго календаря. Число нонъ, идовъ и календъ каждаго мѣсяца; Шестистишiе. — Календари Еврейскiй, Греческiй и Египетскiй. — Параллельныя названiя мѣсяцевъ во всѣхъ упомянутыхъ календаряхъ. — Числа древняго Эллино-римскаго календаря въ соотвѣтствiи съ числами теперешняго нашего календаря.
Въ «Житiяхъ Святыхъ» и во многихъ древнихъ церковныхъ исторiяхъ, а также и въ библiяхъ, писанныхъ на греческомъ, латинскомъ и славянскомъ языкахъ, встрѣчаются иногда счисленiя по древнимъ календарямъ. Эти счисленiя для нашего времени не обычны, а для многихъ читателей даже и совсѣмъ не понятны. Поэтому мы и рѣшили привести ниже нѣкоторыя объясненiя на нихъ. Свои свѣдѣнiя мы заимствуемъ изъ «Житiй Святыхъ» святаго Димитрiя, митрополита Ростовскаго, въ изданiи 1859 года.
Болѣе частое встрѣчается счисленiе по древнему Эллино-римскому календарю. Приведемъ нѣсколько примѣровъ.
Въ «Житiяхъ Святыхъ» св. Димитрiя Ростовскаго, подъ девятымъ числомъ Марта мѣсяца, въ «страданiи святыхъ мученикъ четыредесяти, въ Севастiи Арменстѣй мученыхъ», заимствованномъ «у Метафраста1) и Еводiя — епископа Кесарiи — и прочiихъ»2), пишется следующее: «Яти быша святiи четыредесять мученицы на страданiе за Христа прежде четырехъ календъ Марта, сiесть, въ 26 день Февруарiа мѣсяца: предаша же душы своя Господу въ седмый iдосъ мартовъ, сiесть, въ девятое число Марта мѣсяца»3). Въ «страданiи святаго священномученика Пiонiя, пресвитера Смирнскаго»4) о времени его страданiй пишется такъ: «Сiя быша въ царство Декiево въ Смурнстѣмъ градѣ при анѳинатѣ Квинтилiанѣ, въ пятый iдосъ Мартовь обычаемъ Римскимъ, Асiйскимъ же въ седмый мѣсяцъ, (сiестъ Марта мѣсяца, иже есть седмый отъ септемврiа), единодесятаго числа, въ субботу, въ часъ же десятый5). Въ «страданiи святаго священномученика Iринея, епископа Сирмiйскаго», заимствованномъ «отъ рукописныхъ Греческихъ» и «отъ Великiя Минеи Четьи, л. 1247»6), написано: «Мученъ бысть рабъ Божiй Iриней святый, епископъ Сирмiйскiй, въ седмый календъ Апрiллiа (Марта въ 26 день)7). Подобнымъ же образомъ «житiя» и многихъ другихъ святыхъ оканчиваются древнимъ Эллино-римскимъ календаремъ.
Древнiе Эллино-римляне делили каждый мѣсяцъ на три части: календы, ноны, иды.
Въ Божественномъ Писанiи календами называются новомѣсячiя, или начала мѣсяцевъ. У Эллино-римлянъ же календы отъ слова «καλεω — созываю» означали «созванiе» или праздничное собранiе народа въ новый мѣсяцъ, потому что въ самыя календы, т. е. въ наше первое число какого-либо мѣсяца, главный жрецъ собиралъ на праздникъ народъ, возвѣщалъ ему, какiя въ томъ мѣсяцѣ имѣютъ совершаться языческимъ богамъ службы, наставлялъ народъ и о томъ, въ какой день и какое попеченiе надлежитъ ему имѣть объ общемъ благѣ; а простому некнижному народу жрецъ объяснялъ въ этотъ день, сколько въ извѣстномъ мѣсяцѣ нонъ, сколько идовъ, сколько дней календныхъ, предваряющихъ самые календы, которые имѣютъ быть въ первое число наступающаго мѣсяца.
Нонами назывались тѣ дни, въ которые, послѣ соборнаго празднованiя календъ, подданные входили къ царю, поздравляли его, совѣтывались сообща о народныхъ дѣлахъ; тогда же и каждый въ отдѣльности излагалъ царю свои нужды. Названiе этихъ дней «нонами» эллино-римляне заимствовали у тускiановъ8). У послѣднихъ былъ такой обычай. Въ каждый девятый день каждаго мѣсяца въ продолженiе всего года они приходили къ своему царю, поздравляли его и совѣтовались съ нимъ о своихъ нуждахъ. Такiе дни они называли «нонами», т. е. «девятинами». Впослѣдствiи же римляне, распространивъ свои владѣнiя и въ Тускiи, заимствовали у ея жителей называть «нонами» и свои посѣщенiя своихъ царей, каковыя они совершали въ мѣсяцы: Мартъ, Май, Iюль, Октябрь — въ шесть дней, въ наши 2, 3, 4, 5, 6 и 7 числа этихъ мѣсяцевъ, въ другiе же мѣсяцы: Апрѣль, Iюнь, Августъ, Сентябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль — въ четыре дня, въ наши 2, 3, 4 и 5 числа. Называть эти дни «нонами» («девятинами») римляне имѣли основанiе еще и потому, что отъ «самыхъ нонъ» каждаго мѣсяца до «самыхъ идовъ» присчитывалось обыкновенно девять дней.
Идосъ означалъ предѣлъ или преполовенiе мѣсяца, потому что день «самыхъ идовъ» каждаго мѣсяца полагалъ предѣлъ мѣсяцу, и съ этого дня начинали по идамъ счислять дни календъ, предваряющихъ самый праздничный день календъ, имѣвшiй праздноваться въ другомъ мѣсяцѣ перваго числа.
Порядокъ счисленiя въ древнемъ Эллино-римскомъ календарѣ былъ такой. — Первый день каждаго мѣсяца назывался «самыми календами» того мѣсяца. Со втораго его числа шли «ноны» въ порядкѣ отъ послѣдняго къ первому, который назывался «самыми нонами» того мѣсяца. За нонами следовали «иды», также отъ послѣдняго ида къ первому, который назывался «самыми идами» того месяца. Отъ идовъ шелъ счетъ «календамъ» въ порядкѣ нонъ и идовъ — отъ послѣднихъ къ первымъ, онѣ назывались календами не текущаго мѣсяца, но слѣдующаго за нимъ, первый день котораго и назывался «самыми календами».
Для лучшаго памятованiя о числѣ нонъ, идовъ и календъ каждаго мѣсяца, св. Димитрiй Ростовскiй приводить слѣдующее шестистишiе:
«Шесть ноновъ Мартъ, Май, Iулiй, Октоврiй, имѣютъ. «Прочiимъ четыре: а всѣмъ iдовъ осмь довлѣютъ. «Iаннуарiй, Августъ, Декемврiй, календъ девятьнадесять. «Апрiллiй, Iунiй, Септемврiй, Ноемврiй, осмьнадесять. «Мартъ, Май, Iулiй, Октоврiй, имѣютъ седмьнадесять. «Феуруарiй единъ календъ имѣетъ шестьнадесять»9). |
Календарь Еврейскiй большею частiю встрѣчается въ Божественномъ Писанiи Ветхаго Завѣта. Въ книгѣ Исемiи читаемъ: «И бысть въ мѣсяцѣ Нiсанѣ, лѣта двадесятаго Артаксеркса царя» и проч.10). Еврейскiй мѣсяцъ Нiсанъ соотвѣтствуетъ нашему марту: такъ это и объяснено въ приведенномъ мѣстѣ въ новыхъ (изд. 1879 г.) славянскихъ библiяхъ, въ подстрочномъ примѣчанiи. Въ книгѣ Есѳирь: «паде жребiй (объ истребленiи iудеевъ) на четвертыйнадесять день мѣсяца, иже есть Адаръ»11). Въ приведенномъ мѣстѣ славянской Библiи названiе этого мѣсяца не объясняется въ отношенiи къ теперешнему пониманiю. Еврейскiй мѣсяцъ Адаръ соотвѣтствуетъ нашему Февралю. Въ книгѣ пророка Варуха: «сосуды храма Господня, изнесенные отъ храма, возвратити на землю Iудину, въ десятый день мѣсяца Сиванъ, сосуды сребряны, яже сотвори Седекiя сынъ Iосiинъ царь Iудинъ»12). Въ приведенномъ мѣстѣ славянской Библии также не объясняется названiе мѣсяца. Сиванъ еврейскiй соотвѣтствуетъ нашему Маю. Во второй книгѣ Маккавейской: «И зѣло рано возсташа въ пятый и двадесятый день мѣсяца девятаго: сей мѣсяцъ Хаслевъ, сто четыредесятъ осмаго лѣта»13). «И устави Iуда и братья его, и весь соборъ Израилевъ, да празднуются днiе обновленiя алтаря во времена своя на всяко лѣто дней осмь, отъ двадесятъ пятаго дне мѣсяца Хаслевъ съ веселiемъ и радостiю»14). И здѣсь не объясняется названiе месяца. Впрочемъ, здѣсь не трудно догадаться, полагая за начало мѣсяцевъ первый мѣсяцъ мартъ. Хаслевъ названъ девятымъ (отъ Марта), слѣдовательно, онъ соотвѣтствуетъ нашему ноябрю.
1) Метафрастъ, — извѣстный писатель «Житiй Святыхъ». Подъ его именемъ извѣстно до 661 житiя; имъ самимъ написано 122. См. Историческiй очеркъ русскаго проповѣдничества, т. 1, стр. 355.
2) Март. 9, л. 49 об.
3) Март. 9, л. 52 об.
4) Житiе его. Март. 11.
5) Март. 11, л. 68. Такъ пишетъ Метафрастъ.
6) Март. 26, л. 121.
7) Март. 26, л. 122.
8) «Тускiя» (Тосканiя) свое названiе получила отъ Туска, сына Геркулесова, который былъ первымъ царемъ въ Тускiи. Она находилась въ Италiи, издревле управлялась своими царями. По выраженiю св. Димитрiя, «Тускiя страна есть изряднѣйшая земли Iталiйскiя».
9) «Житiя Святыхъ». Мартов. четверть. «О календарѣ Эллино-римскомъ древнѣйшемъ», л. 177.
10) Исемiи, гл. II, ст. 1.
11) ЕсѲири, гл. III, ст. 7 (вторая половина стиха).
12) Варуха, гл. I, ст. 8.
13) II Маккав., гл. IV, ст. 52.
14) II Маккав., гл. IV, ст. 59.