Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Юго-Западнаго края, важнымъ подспорьемъ для крестьянскаго хозяйства служитъ разведенiе гусей, которое съ каждымъ годомъ принимаетъ все 6ольшiе размеры. Такъ, въ 1883 г. вывезено заграницу по однѣмъ Юго-Западнымъ дорогамъ 82 вагона, въ 1888 г. — 214, въ 1889 г. — 227, въ 1890 г. — 336 вагоновъ. Такъ-называемая «гусиная компанiя» начинается въ iюлѣ. Барышники стараются нанять часть луга близъ рѣчки для устройства гусинаго загона, обыкновенно въ пять «округъ» — по мѣстному выраженiю. Всякая «округа» содержитъ около четверти десятины; она ограждается шелевками, которыя впослѣдствiи, послѣ отправки гусей снимаются и продаются съ потерею около 25 проц. Наемъ луга обходится не свыше 40 рублей за сезонъ. Для присмотра за гусями держится сторожъ, которому платятъ не больше пяти руб. въ мѣсяцъ; гусямъ обрѣзываютъ крылья, и они пасутся подъ надзоромъ крестьянскаго мальчика, получающаго около 3—5 коп. въ сутки. Затѣмъ гусями нагружаютъ вагоны. Каждый вагонъ раздѣляютъ на четыре этажа, такъ что онъ можетъ вмѣстить отъ 1.100 до 1.200 штукъ. Главнѣйшiя станцiи отправленiя: Бахмачъ, Илиски, Круты, затѣмъ Курскъ и Кiевъ. На мѣстѣ десятокъ гусей обходится промышленникамъ въ 3—5 рублей. Вагоны, нагруженные гусями, пломбируются и отправляются за границу черезъ Брестъ и Варшаву. На пути птица остается безъ корму иногда по 36 часовъ сряду. На передаточныхъ пунктахъ гусей выводятъ изъ вагоновъ, кормятъ, сортируютъ и опять отправляютъ по желѣзной дорогѣ черезъ Александровъ и другiя таможни въ Берлинъ, а оттуда въ Страсбургъ. Перевозка вагона гусей до Берлина обходится около 280 руб. Изъ Страсбурга гуси, хорошо откормленные, часто прибываютъ обратно въ Россiю, въ видѣ страсбургскихъ паштетовъ.