указать ему его значенiе и мѣсто въ природѣ, какъ члена человѣческой и мiровой общины. "Образовать" человѣка, — значитъ — дать ему извѣстный запасъ свѣдѣнiй, необходимыхъ ему въ борьбѣ съ окружающей природой, а также для конкурренцiи съ другими представителями его рода.
Какъ просвѣщенiе, такъ и образованiе одинаково необходимы для "человѣка" и должны идти рука объ руку. Безъ просвѣщенiя борьба за существованiе приняла-бы дикiй, необузданный характеръ и повела бы общество къ разложенiю, а безъ образованiя, безъ научно-техническихъ свѣдѣнiй, невозможно было бы физическое и умственное совершенствованiе человѣчества. Чтобы составить себѣ извѣстное общее мiровоззрѣнiе, необходимъ нѣкоторый запасъ фактовъ, которые могутъ быть добыты лишь наблюденiемъ и опытомъ, а послѣднiе составляютъ предметъ науки и техники. Такимъ образомъ просвѣщенiе должно идти рука объ руку съ образованiемъ. 3аглавiе журнала Наука и Жизнь и предполагаетъ статьи какъ перваго, такъ и втораго рода.
Выборъ матерiала достаточно ясно опредѣляется вышеприведенными опредѣленiями. Что же касается разработки этого матерiала, то напомнимъ рецептъ извѣстнаго французскаго мыслителя Фулье: "Съ чѣмъ необходимо познакомить ученика въ древѣ науки?" — спрашиваетъ онъ: — "съ корнями, стволомъ и главными вѣтвями; но не заставляйте его считать листьевъ". Необходимо систематизованiе главныхъ результатовъ отдѣльныхъ наукъ и указанiе связи между ними. Послѣднее не такъ легко и дается лишь избраннымъ. Дѣятелей науки можно раздѣлить на 3 главныя категорiи: первая, самая многочисленная, включаетъ лицъ, занимающихся кропотливой и неблагодарной работой собиранiя фактовъ, прибавленiемъ новыхъ вѣточекъ и листиковъ къ древу науки; это самоотверженные труженики, которые изо дня въ день, твердо и неуклонно, подобно неутомимымъ муравьямъ, приносятъ по песчинкѣ къ зданiю науки; другая категорiя обнимаетъ собою лицъ, приводящихъ собранный матерiалъ въ систему; они опредѣляють каждой песчинкѣ ея мѣсто и группируютъ ихъ. Наконецъ, третьи — это художники — зодчiе, подъ вдохновенною рукою которыхъ мертвый матерiалъ прiобрѣтаеть жизнь, выливаясь въ стройныя формы: это рѣдкiе избранники, умѣющiе отличить истинно важное среди грубыхъ нанесенныхъ матерiаловъ, могущiе по ничтожнымъ искоркамъ, ничтожнымъ намекамъ, какимъ-то божественнымъ инстинктомъ провидѣть истину и указывать путь къ ней; смѣлою рукой сдергиваютъ они завѣсу, скрывающую отъ насъ тайны мiрозданiя, и показываютъ намъ законы, управляющiе мiромъ: это — свѣтила науки. Они то и служатъ представителями просвѣщенiя въ тѣсномъ смыслѣ этого слова. Въ то же время это — лучшiе популяризаторы знанiй.
Всякiй журналъ, положившiй себѣ задачей популяризацiю научно-техническихъ знанiй, долженъ давать читателю какъ статьи просвѣщающiе, такъ образующiе, притомъ не увлекаясь въ ту, или другую сторону.
Мы изложили задачи "идеальнаго" популярнаго научно-техническаго изданiя. Читателю, конечно, ясно, какъ трудно осуществленiе этихъ задачъ, особенно у насъ, въ Россiи, гдѣ много такъ-называемой "интеллигенцiи" и не много истинно просвѣщенныхъ людей. Впрочемъ, и безъ объясненiй для всякаго читателя ясно, что весьма нелегко, давая массу практически полезныхъ свѣдѣнiй, въ тоже время дѣлать систематическiй подборъ ихъ и освѣщать, время отъ времени, цѣлыя отрасли точнаго знанiя. Вотъ почему мы надѣемся, что читатели и въ будущемъ году извинять невольные промахи, неизбѣжные при столь сложномъ дѣлѣ.