Мысль о постройке Нижегородской Государственной Районной Электрической Станции возникла в самом начале выявления возможности электрификации Республики, т. е. еще тогда, когда предполагалось электрифицировать все виды хозяйства вплоть до сельского.
Когда была выяснена невыполнимость этого проекта, необходимость постройки в первую очередь Нижегородской Районной Электростанции в ряду других станций Республики выявилась еще ярче, т. к. потребитель явился на лицо — весь промышленный район гор. Н.-Новгорода, с Сормовскими заводами, с группами Канавинских и Растяпинских заводов; из этих заводов один только Сормовский делал заявку на энергию в количестве 17.000 киловатт, всего же этот район при довоенной производительности требовал до 60-ти тысяч киловатт.
Что касается экономичности работающих в настоящее время электростанций, то, несмотря на то, что на наиболее крупных из них Сормовской и Нижегородской городской — работают двигатели Дизеля, себестоимость электрической энергии является довольно высокой, а именно: средняя себестоимость энергии на двух городских электростанциях, считая ее на шинах станций, определилась в последнее время в 5—6 з. к. за кв. ч.; на Сормовском заводе, не считая амортизации оборудования и здания электрической станции, — около 3 дов. коп.
Стоимость же энергии на более мелких станциях других заводов еще выше, вследствие чего в Нижегородском и Канавинском районе чувствуется определенное стремление заводов приключаться к сети городской Электростанции, сокращая работу своих станций.
Согласно предварительных подсчетов себестоимости электрической энергии от Нижегородской Районной электростанции, получается на стороне пониженного напряжения франко Сормовский завод или франко Молитовская подстанция в первые годы, при нагрузке максимально 10.000 клв., т. е. при резерве на станции в 100%, включая амортизацию станции, линии электропередачи и подстанций, около 5 коп. за киловатт час; эта первоначальная стоимость в дальнейшем будет понижаться по мере присоединения потребителей и может быть понижена до 2-х коп., другими словами себестоимость энергии на Нижегородской станции получится не более высокой, чем даже на существующих крупнейших дизельных станциях.
В дальнейшем, в связи с развитием экспорта нефти и продуктов ее переработки, государственная плановая политика несомненно станет на путь некоторого увеличения отпускной стоимости нефти для тех потребителей, которые смогли бы без нее обходиться. Это будет сопровождаться дальнейшим увеличением себестоимости электрической энергии от станций, работающих на жидком топливе, в то время, как строющаяся районная станция по мере усовершенствования способов добычи торфа и развития масштаба разработки его получит возможность иметь последний по еще более пониженным ценам.
Проводимая за последнее время политика районирования Республики, стремящаяся разбить Республику вместо прежних беспорядочных губерний на области, представляющие нечто целое и, по возможности, независимое в хозяйственном отношении, получает с созданием Нижегородской Районной Электростанции новый мотив к выделению Нижегородского края в особый район потому, что работа районной станции на местном топливе — торфе значительно ослабляет топливную зависимость края от других.
Таким образом, с точки зрения экономичности и с точки зрения районирования, постройка Нижегородской Районной Электростанции приобретает колоссальное значение в жизни края.
Топливом для проектируемой станции должен служить торф, залегающий в большом количестве по берегам р.р. Волги и Оки.
В участке между Волгой и Окой, в Балахнинском уезде тянется с небольшими перерывами сплошное болото, простирающееся к северу и северо-западу в пределы Владимирской губернии: здесь тянутся болота — Чернораменское, Долгое, Соколовское, группа болот в районе озера Пырского, Лотановская группа, болота долины р. Сеймы и района озера Черемисского и др.
Всего в более или менее исследованных болотах имеется 37½ миллионов куб. саж. сырца, или 2,9 миллиарда пудов воздушно-сухого торфа.
Уже этот запас торфа обеспечивает значительную мощность Районной Электростанции.
При ежегодном приросте максимум в 20%, мощность в 60.000 квт. будет достигнута на 10-й год работы и запасов торфа хватит примерно на 75 лет.
По левому берегу р. Волги в Семеновском уезде также имеются значительные залежи торфа. Здесь обследованы Ситниковские болота, имеющие сырца ок. 15.000.000 куб. саж., не обследованная же часть болот, прилегающих к Ситниковским, во много раз превышает обследованные.
Районная Электростанция расположена возле гор. Балахны, на правом берегу р. Волги, на расстоянии около версты от реки и в расстоянии 100 саж. от р. Железницы и в 30-ти верстах от г. Н.-Новгорода с таким рассчетом, чтобы здание станции и ее технические устройства не подвергались действию высоких вод р. Волги.
Электростанция рассчитывается на мощность в 80.000 киловатт, причем в первую очередь предположено строить ¼ ее, т. е. мощностью в 20.000 киловатт.
Здание станции состоит из следующих главных частей: 1) котельная, площадью 60 × 40 кв. метров, при высоте в 26 метров, с железо-бетонным скелетом и такой же кровлей и с заделкой просветов скелета между железо-бетонными балками и колоннами кирпичем для образования наружных стен помещения; 2) примыкающий к котельной кирпичный машинный зал, размерами 16 × 60 кв. м. и высотой 18,5 метра и 3) примыкающее к последнему кирпичное здание для распределительного устройства, повысительных подстанций и служебных помещений. Общая кубатура всех этих зданий больше 100.000 куб. метров.
Котельная будет оборудована 10-ю водотрубными системы Стерлинга котлами, вертикальными, с поверхностью нагрева каждый в 750 кв. м.
В машинном отделении будут установлены 2 турбогенератора трехфазного тока по 10.000 квт. каждый, с напряжением в 5.600 вольт1 при 50 периодах в секунду. Каждый генератор будет иметь на валу самостоятельную возбудительную динамо-машину. Турбогенераторы будут расположены вдоль машинного помещения. Конденсаторы поверхностные, разделенные на две камеры, допускающие чистку во время работы, и снабженные соответствующим насосным аггрегатом.
Распределительное устройство будет содержать в себе все необходимые аппараты и приборы, как для обслуживания и контроля работы 2 устанавливаемых трехфазных генераторов, так и повысительных подстанций и других устройств.
Повысительная подстанция на 115 киловольт будет оборудована тремя трехфазными трансформаторами по 12.000 квт. повышающими напряжение с 6.600 вольт1, с необходимыми приборами, аппаратами и насосами.
На повысительной подстанции на 33.000 вольт будут установлены также 2 трехфазных трансформатора, мощностью каждый до 3.000 квт. со всеми необходимыми приборами.
Станция будет питаться водой из пруда, устраиваемого на р. Железнице, поверхностью 100 десятин и емкостью в 3.000.000 куб. метр. Из пруда вода по двум железобетонным каналам, живым сечением по 4 кв. метра каждый будет поступать самотеком к водоприемному колодцу, находящемуся возле самого машинного зала, откуда центробежными насосами вода будет подаваться в конденсаторы турбогенераторов. Отработанная теплая вода из конденсаторов поступает в водоотводящий канал, по которому самотеком направляется обратно в пруд для охлаждения.
Одновременно с постройкой станции необходимо строить линию электропередачи и понизительные подстанции для обслуживания потребителей. В первую очередь предполагается дать ток г. Н.-Новгороду, Сормовскому заводу и группе Канавинских заводов, потом группе Растяпинских заводов и Павловскому и Богородскому районам, а потом уже направить ток в наш текстильный район — в Кинешму, Иваново-Вознесенск и т. п. Район обслуживания Нижегородской станции будет иметь радиус около 300 вест.
В апреле 1921 года было приступлено к постройке в г. Балахне Нижегородской Государственной Районной Электрической Станции.
В настоящее время состояние работ по постройке Нижегородской Районной Электрической станции таково:
Главное здание станции вчерне закончено на 95% и к зиме закрыто и утеплено: фундаменты под котлы устроены, устраиваются фундаменты под турбогенераторы и производятся отделочные работы.
Водой станция будет питаться из пруда устраиваемого на р. Железнице. Водослив работой заканчивается, а также и насыпь плотины. Производятся работы по обделке откосов и по всасывающей установке.
Водоподводящий железобетонный канал двойного сечения, общим размером 5,2 × 3,0 кв. мтр. (площадь живого сечения каждого из 2-х отделений, 2 × 2 кв. метра), выполнен на протяжении всего здания с таким расчетом, чтобы дальнейшая работа, как по доведению канала до приемника, так и при продолжении его при дальнейшем расширении станции, могла быть произведена без ущерба для выстроенного здания станции.
Работы по устройству канала после постройки здания станции могли быть опасными потому, что низ фундаментов станции заложен на отметке 33,00, тогда, как дно канала на отметке 29,65, т. е. канал возводился на 3⅓ саж. глубже, чем низ фундаментов, причем грунт, в котором проходит нижняя часть канала — плывун, распространяющийся под всем зданием станции; кроме того, самый канал проходит под служебными помещениями и идет вдоль внутреннего двора, отделяющего машинный зал от трансформаторного помещения, при ширине двора всего в 18-ть метров. Работа произведена с помощью устройства водопонижающей установки, которой уровень грунтовых вод был понижен до подошвы основания канала. В настоящее время срочно на 3 смены ведутся работы по устройству водоприемника и окончанию канала.
Для подачи электрической энергии потребителям строятся две понизительных подстанции, где ток с 110.000 вольт будет понижаться до 6.600 вольт. Эта подстанции расположена одна в Сормове и другая в Молитовке, против Нижегородской Городской Электрической Станции, куда ток будет передан кабелем по дну р. Оки. К постройкам подстанций приступлено в апреле с. г. Кладка стен закончена и делаются перекрытия.
Разведывательные изыскания для оценки условий работы станции произведены на площади до 200 кв. верст; кроме того была произведена съемка для окончательного выбора места для постройки площадью в 20 кв. в.
В 1922—1923 отчетном году была произведена съемка поймы р. Железницы от Харинского пруда до р. Волги, изыскания торфяных болот Долгого и Соколовского; изыскания линии электропередачи на Сормово и Н.-Новгород и Молитовку,на Растяпино и на торфяные болота и изыскания для телефонной линии Городец-Балахна и нивеллировка целого ряда ходов, поперечников и т. п., как для определения обьема земляных работ, так и для разбивки путей, дорог и отдельных сооружений.
Для определения напластований под отдельными сооружениями, для определения состояния грунтовых вод в районе проектируемого пруда, для снабжения водой отдельных хозяйств и для водопонижательных установок был произведен ряд буровых работ, причем скважины делались до 10 саж. глубиной и различного диаметра 2¼ дюйма, 4½ дюйма и 6 дюйм. Всего сделано 78 скважин и пройдено 627,4 пг. саж.
Произведена планировка станционной площадки в районе здания станции 1-ой очереди, а также части проектируемого рабочего городка.
Закончен, кроме того, ряд временных сооружений, — электрическая станция, механическая мастерская, кузница, деревообделочная, лесопилка, паровозный сарай и друг.
Для размещения рабочих и служащих строительством построены два барака общим объемом в 474 кб. саж. с отдельной кухней и столовой на 200 человек и 3 жилых дома общим объемом 110 кв. саж. с надворными постройками.
Остальные жилые помещения общим объемом до 5.000 кб. с. арендованы строительством у местного Горкоммунотдела и капитально отремонтированы; служебные постройки при них также отремонтированы или возведены вновь.
Для подвозки материалов и для служебных разъездов строительство имеет собственных лошадей в количестве 19 штук и законтрактованных у разных лиц 257 и располагает для подвозки материалов по р. Волге 2-мя собственными и 2-мя арендованными пароходами, 14-ю баржами, из коих 9 своих (6 выстроены строительством) и 5 арендованных и дебаркадером.
Ширококолейный путь обслуживается своим паровозом; вагоны и платформы арендованы у Сормовского заводоуправления.
В отчетном 1922—1923 году было всего перевезено строительством разных грузов 249.038.000 пудо-верст и в 1923—1924 отчетном году — 580.197.800 пудо-верст.
Для пуска станции в ход необходимо закончить работы по отделке здания и по установке и монтажу котлов и турбогенераторов, а также окончанию водоснабжения и устройству складов для торфа. Водоудержательная плотина заканчивается работой, постройка водоприемника и водоподводящего, канала производится. Стены Сормовской и Молитовской подстанций закончены и происходит работа по устройству перекрытий. На линии электропередачи устанавливаются мачты и устраивается полотно дороги. Работы в настоящее время ведутся так, чтобы было возможно в мае 1925 года снабдить энергией Гидроторф и в июле — Н.-Новгород, Ярмарочный район и Канавино.
Заказы на котлы и турбогенераторы, а также на части электрооборудования пришлось сделать за-границей потому, что русские заводы, во первых, не делали, например, котлов таких размеров, какие необходимы для станции, во вторых сроки изготовления на русских заводах были в 2—3 раза длиннее, чем при заказах за-границей, например, 1-й котел выпускался русскими заводами через 8 месяцев в по одному котлу через каждые 2 месяца, т. е. срок окончания заказа растягивался при 6-ти котлах на 18-ть месяцев, тогда как за-граница выпускала котел через 4 месяца и остальные по котлу в месяц, т. е. срок окончания заказа всего 9 мес. и, в третьих, стоимость заказов на русских заводах была значительно выше, чем на заграничных.
На 1-е октября 1924 года в строительстве работало 3.400 человек, из коих рабочих — 3.115 и служащих с Московской и Нижегородской конторами — 285 человек.
Работы в настоящее время ведутся усиленным темпом, что вызывается желанием использовать возможно полнее кончающийся строительный сезон и привести здания в такое состояние, чтобы было возможно зимою окончить отделку их и заняться установкой и монтажом котлов, турбин и оборудованием подстанций.
Клит.
1 Так в тексте журнала. Скорее всего в обоих случаях имеется в виду подстанция на 6,6 киловольт. (примечание составителя).