На последней Берлинской пожарной выставке демонстрировался способ тушения огня твердой углекислотой (углекислотным снегом), являющийся совершенно новым словом пожарной техники. Сущность способа основана на том, что углекислота, выходя из стального баллона, в котором она сжата до жидкого состояния, наружу, внезапно сильно расширяется, охлаждаясь до такой степени, что она, замерзает, превращается в твердое тело — белые хлопья, напоминающие всем своим видом снег. Струя углекислотного снега с силой вылетает из огнетушителя и, будучи направлена на огонь, очень быстро прекращает горение не только твердых горючих материалов, но и трудно подающихся тушению легковоспламеняющихся жидкостей, вроде бензина, керосина и т. д. Высокий огнегасительный эффект твердой углекислоты объясняется, прежде всего, сильным охлаждением горючего материала при попадании на него "снега", температура которого почти 80 градусов ниже нуля. Кроме того, важное обстоятельство составляет физико-химическая природа углекислоты, поскольку, испаряясь, "снег" ее снова обращается в углекислый газ, который, как известно, сам не горя и горения не поддерживая, оттесняет, в силу своей плотности, от горящего предмета, окружающий воздух.
Область применения нового огнетушительного средства очень велика. В особенности углекислотный снег применим в тех случаях, где приходится иметь дело с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, как бензин, бензол, эфир, спирт и т. д. Сюда относятся фабрики и склады лаков и красок, красильные, химические заводы. производства, имеющие дело со смолами, асфальтом, маслами и пр. Свойство углекислотного снега испаряться совершенно, не оставляя на предметах ни малейших следов, делает его весьма желательным в тех производствах, где ничтожные следы огнетушительного средства на товаре могут причинить из-за порчи большие убытки. Но особенно ценным качеством углекислотного снега является его абсолютная электронепроводность. В этом направлении Гос. Физико-Техническим Институтом в Берлине были произведены интересные испытания, с применением напряжений до 130.000 вольт. Они обнаружили совершенную безопасность нового способа тушения пожаров в таких местах (электростанции высокого напряжения, моторы, проводки и т. д.) где имеется высоковольтное оборудование с невыключенным током. Как известно, тушение таких пожаров водой из стволов нередко приводило к несчастным случаям с пожарными, убивавшимися током. Отсутствие в "снеге" всяких следов воды делает его весьма удобным для тушения боящейся сырости аппаратуры, установок слабого тока на телефонных, телеграфных и сигнализационных станциях и т. п.
Что касается самых огнетушителей для тушения углекислотным снегом, то они выпускаются двух типов. Для первой помощи при возникающем пожаре имеется ручной огнетушитель, снабженный баллоном с 4 кг жидкой углекислоты. Для тушения же больших количеств горючего материала служит передвижной огнетушитель, представляющий собою двухколесную тележку на шариковых подшипниках и рессорах, везущую два баллона, по 25 кг жидкой углекислоты каждый. Баллоны соединены при помощи общего запорного вентиля с гибким металлическим рукавом в 12 м длины, рассчитанным на давление в 150 атм. Рукав заканчивается широким и длинным, в виде раструба, стволом, в котором углекислота превращается в "снег", направляемый широкой струей на огонь.
Испытания нового способа тушения показали в высшей степени быстрое и надежное прекращение горения. Так, например, резервуар с бензином площадью в 6 кв. м был потушен при помощи описанной тележки в 12 сек. В первые же секунды тушения мощная струя снега стала сильно охлаждать горящий бензин и огонь стал угасать под действием углекислотного газа, белым густым туманом расстилавшимся над поверхностью резервуара. Поднесенные затем к резервуару горящие спички и заженные смоченные бензином тряпки потухали в углекислотном газовом облаке. При опускании в бензин пальца получалось ощущение как бы от ледяной воды. Углекислота улетучивалась полностью, оставляя потушенный бензин совершенно чистым и вновь пригодным к употреблению.
Одним из самых интересных вопросов современной медицины является учение о гормонах, которому посвящены за последнее время многочисленные труды ученых. Гормоны (по-гречески — возбуждающие вещества) вырабатываются различными органами и железами так называемой внутренней секреции. Так обозначаются те органы, которые выделяют особые (подобно половым железам, почкам и печени) вещества, поступающие не наружу, а в кровь. Эти выделения, или гормоны, разносятся потом кровью по всему организму и приходят в соприкосновение со всеми клетками.
Большую сенсацию произвело открытие австрийского профессора Габерляндта, который прочел в Вене на последнем заседании общества врачей доклад об открытом им гормоне сердечной деятельности. Габерляндт исходя из известного наблюдения, что сердце многих животных, в особенности лягушек, продолжает биться еще некоторое время после того, как его вынули из тела. Так как изолированное сердце не связано с организмом ни нервами, ни кровеносными сосудами, то нужно предположить, что оно содержит в самом себе какое-то вещество, регулирующее его деятельность. Это предположение постоянно высказывалось старыми физиологами, в особенности Энгельманом, который утверждал, что в самом сердце производятся вещества, действующие возбуждающе на его работу. Но до сих пор не удавалось получить это вещество в чистом виде. Проф. Габерляндт произвел следующие опыты: он вырезал нескольким лягушкам сердца и заставлял их дальше биться в разбавленном и нагретом соляном растворе. Затем он вырезал кусочек лягушечьего сердца, и этот кусочек также продолжал биться при соблюдении известных условий. Самое замечательное то, что если затем положить в этот раствор другие лягушечьи сердца, вынутые из тел за три дня до опыта и не обнаруживающие никаких признаков жизни, то и эти сердца снова начинают биться. Отсюда ясно, что кусок лягушечьего сердца придает что-то соляному раствору, что действует оживляюще на сердечную деятельность.
Проф. Габерляндт установил еще в 1924 г., что в верхней части лягушечьего сердца имеется возбуждающее вещество, которое заставляет сердце сжиматься и действует ускоряюще на пульс. Это вещество есть не что иное, как гормон. Этот гормон растворим в спирту, не растворим в эфире и обладает способностью противостоять действию высокой температуры, которая вредно отражается на других органах.
Он не может быть уподоблен адреналину (веществу, получаемому из надпочечника,), потому что последний действует суживающе на кровеносные сосуды, тогда как сердечный гормон их расширяет.
Это открытие может иметь, по словам проф. Габерляндта, громадное практическое значение для лечения сердечных больных.