Прежде чем приступить к изучению пилотажа, обычно лица, желающие заняться авиацией, подвергаются всевозможным испытаниям. Кроме медицинских обследований, будущий летчик подвергается некоторым психо-техническим методам испытания его способностей. Ниже мы даем описание установки, применяющейся во Франции, целью которой служит изучение влияния вращения на деятельность зрительных и слуховых центров летчика.
В существенных чертах эта установка состоит из решетчатой балки (рис. 1), с подвешенной к ней, в расстоянии 8 м от оси вращения, люлькой (рис. 2), в которую помещается испытуемый. Люльке может быть сообщена скорость вращения до 11 м в секунду. Благодаря системе подвешивания, люлька при вращении принимает такое положение, что продольная ось испытуемого располагается по равнодействующей двух сил: силы его собственного веса и центробежной силы (рис. 3). На лицо исследуемого пилота надевается непрозрачная маска, чтобы предохранить его от головокружения, вследствие быстро мелькающих перед глазами предметов; в центре маски помещается маленькая электрическая лампочка, которую, по желанию производящего исследования, можно зажечь; кроме того, имеется управляемый таким же образом звонок; на поручнях находится кнопка, на которую испытуемый нажимает в тот момент, когда воспринимает световой или акустический сигнал; при этом замыкается ток регистрирующего аппарата, и стрелка его отсчитывает время, необходимое пилоту для реакции.
Схема приведения аппарата в движение ясна из рис. 1; здесь только заметим, что прерыватели лампы и звонка совершенно независимы от остальной установки.
Эта последняя дает возможность определить не только быстроту реакции но и выяснить, как воспринимаются пилотом ускорение и замедление вращения. Оказывается, что ускорение движения люльки производит на испытуемого впечатление подъема аппарата, а замедление — спуска.
Пока скорость вращения прибора остается постоянной и пилот сидит спокойно, он не испытывает никаких особых впечатлений; но достаточно летчику повернуть голову, чтобы у него появилось головокружение, при чем, если голова повернута к внешнему кругу, описываемому люлькой, головокружение будет стремиться увлечь летчика вперед, и обратно при повороте головы к внутреннему кругу.