Совершенно новым и весьма действительным средством для заделки полученных судами пробоин, а также и для подъема затонувших судов, является икусственно получаемый лед. В Германии проделан ряд предварительных опытов применения этого способа, а затем он только что с успехом использован в нескольких случаях, когда другие, обычные средства оказались недействительными. Опытами было выяснено, что при опускании под воду трубок, находящихся под действием охлаждающего вещества, около них получается напластование слоев льда (см. рис. 1), при чем толщина этого льда постепенно увеличивается по мере продолжительности работы холодильного устройства. Образование льда происходит в открытом море, несмотря на волнение, действие прилива и отлива и высокую температуру воды. При этом, если охлаждению подвернется также и железо корпуса судна, то лед прочно примерзает к нему. Таким образом можно получить достаточно прочную ледяную заделку пробоины даже и очень большой величины.
Для закрытия отверстия, в борту поврежденного судна применяется пластырь, состоящий из толстой парусины с укрепленной на ней сетью из резиновых шлангов (рис. 2). По этим шлангам пропускается охлаждающее вещество и образующаяся ледяная корка закрывает пробоину, совершенно плотно соединяясь с железом борта. По сравнению с обыкновенными, употреблявшимися до сих пор, пластырями для пробоин, заделка из ледяной массы имеет то преимущество, что она немедленно сама прочно закрепляется на месте и не может сдвинуться. Корка льда предохраняет пластырь от разрывания об острие края проломанной обшивки борта и от возможности втягивания внутрь отверстия под давлением воды. Судно с закрытой ледяным пластырем пробоиной, может итти 10-узловым ходом, в то время, как работающее холодильное устройство будет сообщать заделке все большую надежность.
Но особенное значение "ледяной" способ имеет в деле подъема затонувших судов. Он с успехом был применен при работах с затопленным немецким военным кораблем "Гинденбург", поднять который обычными средствами не удалось, главным образом потому, что сдвигались с места все заделки многочисленных отверстий в корпусе и поэтому откачка воды изнутри была невозможна. При помощи холодильной установки нужная часть палубы была подвергнута сплошному обледенению и льдом же были заделаны многочисленные водяные клапаны (кингстоны) в дне корабля. Это дало возможность поднять судно, над которым до тех пор в течении многих месяцев трудились безрезультатно.
Другим примером успешного применения искусственного льдообразования в судоподъемном деле может служить подъем с большой глубины затонувшей подводной лодки. Небольшой кессон был погружен со спасательного парохода к подводной лодке так, что заключавшаяся в нем связка труб для образования льда закрыла собой пробоину. В этом же кессоне находилась и вся холодильная установка, а наверх, на палубу парохода, шел лишь электрический кабель, при помощи которого можно было управлять действием этой установки. Благодаря такому устройству, работу можно было производить независимо от ветра и волнения, обычно мешающих подобным работам, тем более, что заделка пробоины немедленно примерзла к своему месту и не могла быть сдвинута и повреждена.
В качестве холодильной установки может быть использована для заделки пробоин любая, из имеющихся на судне для обычных целей. Но в качестве специальной, применимой на спасательных пароходах, наиболее пригодна аммиачная, которая наиболее проста в обращении. В ней жидкий аммиак накачивается через трубки в генератор льда, где он испаряется, доводя охлаждение до 60 градусов ниже нуля (по Цельсию); затем его пары поглощаются водой, образуя нашатырный спирт, который накачивается насосом в цистерну. В этой цистерне, под действием нагревания отработанным паром машины, аммиак освобождается от воды, образуя пар. В конденсаторе этот пар снова сжижается и идет в новый кругооборот.
Помимо указанных преимуществ, ледяная заделка отличается также и дешевизной, так как стоимость полученного подобным способом кубического метра льда составляет всего около 60 рублей, включая сюда и амортизацию установки.