НАУКА И ТЕХНИКА, №17, 1927 год. ГОРОД ОХОТНИКОВ ЗА МАМОНТАМИ.

"Наука и Техника", №17, апрель 1927 год, стр. 13-14

ГОРОД ОХОТНИКОВ ЗА МАМОНТАМИ.

Наши сведения о людях, населявших европейские страны в доисторическое время, основаны, прежде всего, на изучении тех стоянок человека каменного века, которые за последние десятилетия удалось открыть в различных местах Европы. Наиболее богатые и ценные находки следов людей каменного периода были сделаны во Франции и Средней Германии, при чем характерно, что большинство открытых стоянок расположено в долинах больших и малых рек, которые, повидимому, служили для доисторических людей единственными удобными путями сообщения.

С другой стороны, характер открытых стоянок, их географическое положение и принадлежность к разным эпохам доисторической культуры (шелльской, мустьерской, ориньякской, мадленской и т. д.) навели археологов на мысль, что развитие этих культур и постепенное продвижение их на север было связано с сокращением ледяного покрова, под которым в ледниковое время находилась главная масса европейского материка. Была выдвинута теория, что жизнь европейских людей каменного века развивалась преимущественно у подножий огромных ледников и что постепенное передвижение последних на север заставляло следовать за ними и человека. Ученые доказывали, что охота, составлявшая главный и почти единственный промысел доисторических европейцев, была особенно успешной именно у подножия ледников, ибо там водилась наиболее крупная дичь — мамонт, носорог, первобытный бык, зубр, северный олень и т. д.

На основе этого учения археологи пришли к выводу, что в определенные эпохи европейского культурного развития по всей границе ледяного покрова были расположены цепью стоянки человека, между которыми, возможно, даже существовала известная связь. Стоянки, открытые во Франции, Швейцарии и Южной Германии как-будто служили подтверждением этой теории, но к востоку и юго-востоку от этой линии долго не удавалось открыть никаких звеньев, могущих служить опорными точками для продолжения ее. Единственное исключение составляла стоянка у Виллендорфа в долине Вахау на Дунае (Северная Австрия), где еще около 20 лет тому назад была найдена знаменитая "виллендорфская Венера" — женская статуя, принадлежащая к древнейшим памятникам искусства вообще.

За последние два года были сделаны, однако, новые знаменательные открытия, замыкающие цепь найденных стоянок в Средней Европе с востока. Первая стоянка была обнаружена в Предмостье, в восточной части чехословацкой Моравии, и дала поразительную массу ценнейших находок, о которых у нас в свое время уже было сообщено. Вторая, еще более исключительная по объему и значению стоянка недавно открыта в южной Моравии, недалеко от австрийской границы, у поселка Вистерниц, на северном склоне Полловских гор. Честь этого открытия принадлежит пражскому археологу, проф. Абсолону, которому посчастливилось найти в этом месте крупнейшее человеческое поселение ориньякской эпохи, какое до сих пор стало известно во всей Европе.

В сущности, наличие следов доисторического человека в этой местности было уже давно. На пашнях после сильных дождей часто находили мелкие кремневые орудия, а местные любители естествознания собирали даже маленькие коллекции доисторических костей и человеческих поделок. Но никто не обратил особого внимания на эти находки и впоследствии о них даже совершенно забыли. Только в 1924 г. это место было открыто сразу четырьмя исследователями, и по поручению государства проф. Абсолон приступил к систематическим раскопкам, давшим поразительные результаты.

В Вистернице впервые открыта стоянка каменного века, которая была заселена беспрерывно в течение не меньше трех столетий и имела размеры настоящего города. Этот город был расположен на склоне Полловских гор и распространялся до края обширного болота или озера, образованного здесь когда-то речкой Тайя. В дождливые годы здесь и ныне еще заметны признаки болотистости почвы. До сих пор исследованы только 500 кв. метров, которые дали, однако, уже до 100.000 доисторических предметов. Кроме того, проложен ряд опознавательных рвов, которые выяснили с несомненностью, что здесь открыт действительно настоящий город каменного века.

Раскопки были сосредоточены, прежде всего, на трех громадных кучах так называемых "кухонных отбросов", превосходящих по своим размерам все известное до сих пор. Характер этих куч достаточно ясно определяется сильными следами огня, а также тем, что все мозговые кости разбиты в целях извлечения мозга, который употреблялся либо в пищу, либо в качестве горючего материала. Поразительно множество найденных остатков мамонтов. В куче, раскопанной в 1924 г., обнаружены остатки трех мамонтов, в куче 1925 г. — остатки пяти, а в куче 1926 г. — даже целых четырнадцати мамонтов. Найдены целые челюсти, целые и разбитые клыки, масса коренных зубов и груды раздробленных мозговых костей. Характерно, что ребра и черепа мамонтов отсутствуют совершенно. Ребра служили ценным материалом для изготовления различных поделок, а черепные кости весьма пористы и легко доступны разложению. Кроме того, они разбивались, несомненно, на мелкие кусочки, с целью добывания мозга, который весьма ценился в качестве пищи.

Все эти остатки животных богатейшим образом перемешаны с древне-каменными орудиями и поделками, изготовленными из камня и кости. Среди них особенно интересны маленькие каменные пилы, так как они являются наиболее древним доказательством применения этого орудия. Зато совершенно отсутствуют так называемые "лавровые листы", относящиеся к более поздней эпохе — около 20.000 лет до нашей эры, в то время, как "город охотников за мамонтами" в Вистернице имеет древность до 30.000 лет. Из человеческих костей в Вистернице найдена пока только часть черепа, служившая в качестве сосуда для питья. Тем не менее, уже теперь нет сомнения, что жители этого доисторического города принадлежали к ориньякской расе.

Иа других находок крайне интересны некоторые скульптуры, в том числе великолепно сделанная головка лошади и маленькая фигура мамонта. Но особенно интересна небольшая — около 20 см высоты — женская статуя, названная "Венерой из Вистерница". От виллендорфской Венеры она отличается анатомически более правильными очертаниями тела, хотя члены и лицо только слегка намечены. На макушке имеются четыре ямочки, расположенные в квадрате. По внешнему виду фигура как-будто сделана из глины, но химическое исследование обнаружило, что она вырезана из клыка мамонта. Сохранность всех найденных предметов не оставляет желать лучшего: почва местности состоит из мелкого лёсса, снесенного в течение тысячелетий ветром и не пропускающего воду.

Почти одновременно с этими сенсационными открытиями, в вышеупомянутом Виллендорфе также была сделана находка чрезвычайного значения. Австрийскому археологу проф. Байеру, который 20 лет тому назад нашел в этом месте "виллендорфскую Венеру", удалось обнаружить там же вторую женскую статую, — всего в 15 шагах от местонахождения первой. Эта "вторая Венера" найдена рядом с нижней челюстью мамонта и оказалась вырезанной из мамонтовой кости, в отличие от первой, сделанной из известняка. Около фигуры найдено массивное скребло из яшмы, которым, несомненно, и работал древний художник.

Геологическое расположение обеих фигур совершенно одинаково, так что их надо отнести к одной эпохе. Возможно даже, что они изготовлены одним и тем же художником, хотя "вторая Венера" коренным образом отличается от первой. Венера № 1 изображает прямо-таки карикатуру маленькой, крайне тучной женщины, в то время как Венера № 2 дает образ стройной, даже сухощавой женской фигуры. Однако, и эта фигура сильно стилизована: лица нет, голова имеет грушевидную форму с током, который, вероятно, изображает богатый вихор волос. Грудей нет — проф. Байер полагает, что у художника не хватило материала для них. Ясно вырезанная правая рука лежит на груди; отчетливо выпячивается живот, который отделен от бедер глубокими бороздами. Бедра слиты воедино, как у русалок, но колена и ляшки вырезаны отчетливо, — можно даже установить, что эта Венера носила юбочку до колен. Самый нижний конец статуи отломан, но и так она имеет почти 25 см высоты, т.-е. является самой крупной скульптурой из ставших известными из времен ледникового периода.