НАУКА И ТЕХНИКА, №20, 1925 год. ЗА ГРАНИЦЕЙ.

"Наука и Техника", №20, май 1925 год, стр. 21-22

НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ.

ЗА ГРАНИЦЕЙ.


МОТОКУЛЬТУРА

Новый моторный плуг

На последней сельскохозяйственной выставке, в Праге (Чехо-Словакия) чешским сельско-хозяйственным союзом были выставлены три моторных плуга: завода "Шкода" — большой двухрамный авто-плуг с 6-цилиндровым мотором в 80 л.с.; завода "Лаурин и Клемент" — однорамный автоплуг "Эксцельсиор" с 32-сильным двигателем и новый моторный плуг "Вцевор".

Особенностью "Вцевора" является его небольшой вес в 800 кгр. при мощности двигателя (Фордо) в 20 л.с. Вращение на ведущие колеса осуществляется цепной передачей. Лемеха укреплены на очень легкой раме, которая поднимается и опускается при помощи цепи. Для увеличения сцепления ведущих колес с почвою применяются особые грифы, соединенные между собою особыми цепями. "Вцевор" производит впечатление очень легкого моторного плуга.

Что касается его производительности, то она достаточно высока: 3—4 десятины в 10-часовой рабочий день; расход бензина около 10 кгр. на одну десятину.

ПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Величайший плавучий кран

Он построен в Англии. Подъемная сила до 350 тонн, радиус его действия — 30 метров, а для грузов — до 300 тонн; 37 метров.

Понтон, на котором установлен кран, внушительных размеров: длина — 82 метра, ширина — 28 метров и осадка — 3 метра. Груз можно приподнять на высоту 43 метров. Для поднятия самых больших грузов имеются два блока, каждый на 175 тонн; они действуют совместно, но могут действовать и отдельно каждый.

Имеется еще вспомогательное приспособление, с подъемной силой 50 тонн, расположенное на самом конце стрелы крана; оно поднимает грузы на высоту 61 метра.

Тележка на 50 тонн, двигающаяся с нижней стороны стрелы, помощью которой груз перемещается на 23 метра по горизонтальному направлению. Стрела крана в виде пирамиды, может подниматься и опускаться, вращаясь на цапфах с одной стороны основания. Противоположная сторона основания стрелы соединена прочными шатунами с крейцкопфами, скользящими по вертикальным направляющим. Крейцкопфы премещаются вертикальными винтами — диаметром в 35 сантим. и длиною в 15 метров. В поднятом состоянии вершина стрелы находится выше поверхности воды на 73 метра.

Кран управляется одним механиком, кабина которого находится в верхней части базы. База крана — четырехугольной формы, может делать полный оборот, будучи укреплена на вращающемся основании всего крана.

Чтобы избежать сильного наклона понтона, имеются резервуары для балласта, наполняя которые водой, сохраняют более или менее однообразное положение центра тяжести всего крана вместе с грузом.

ГОРНОЕ ДЕЛО

Новые стекла, усиливающие в 2½ раза свет рудничных ламп.

Условия, которым должна удовлетворять рудничная переносная лампа, следующие: 1) незначительный вес, 2) достаточная сила света и 3) не слишком ослепительный свет. Пламенные рудничные лампы — масляные и бензиновые — дают не более 0,7—0,9 свечи, да и то лишь в начале смены, весят около 2 фунтов; электрические лампы дают 1,0—1,5—2,0 свечи, по весят до 4½—5½ фунтов.

Большая сила света электрических ламп не только дает возможность достигнуть более высокой производительности, но и значительно увеличивает безопасность горных работ: ясно, что в хорошо освещенном забое (место работы) несравненно удобнее, например, следить за состоянием кровли (т.-е. пород над головой работающего), чем в полутемном забое, и, следовательно, легче избежать этого бича всех подземных горных работ — обвалов и обрушений. При всех своих неоспоримых достоинствах, электрические лампы, вследствие незначительных размеров нити накаливания, дают однако столь резкий свет, что зрение горнорабочих, в особенности углекопов, при постоянном переводе глаз с совершенно темного забоя на ослепительно раскаленные нити лампы и обратно настолько утомляется, что вызывает заболевание особой профессиональной болезнью горнорабочих, так называемым нистагмусом, выражающимся в дрожании глазного яблока. Перед конструкторами рудничных ламп лежала, таким образом, задача построить такую лампу, которая давала бы достаточно света, но в то же время не ослепляла зрения. Эта задача блестяще разрешена в описанной ниже английской лампе системы «Тор».

Особенностью этой лампы является оригинальный стеклянный колпак из толстого шлифованного стекла (фиг. 1), окружающий лампочку накаливания. Этот колпак обладает способностью отклонять в горизонтальном направлении световые лучи, испускаемые внутренней лампочкой накаливания, и тем самым увеличивать силу света в этом направлении в 5-7 раз. Нить лампочки накаливания взята несколько больших размеров с целью уменьшить силу ее света. В результате получилась лампа, которая дает в 2-2½ раза больше света, чем обыкновенная электрическая лампа, и в то же время яркость ее или интенсивность света, мало чем отличается от яркости масляного и бензинового пламени т.-е. одновременно достигнуто то, что казалось раньше неосуществимым: хорошее освещение и не ослепительный свет. На фиг. 2 и 3 наглядно показаны различные силы света обыкновенной лампы и лампы "Тор", а именно, сила света обеих ламп по всем направлениям отложена по соответствующим радиусам; для первой лампы эта сила света не превышает одной свечи, для второй же в горизонтальном направлении достигает 2,2 свечи под углом в 15° к горизонту 1,0 свечи а 30° — 0,7 свечи. Лампа "Тор" была испытана в Англии в двух различных лабораториях видными специалистами, которые дали о ней самые благоприятные отзывы.

Осветительные очки.

Одно из неудобств работы при искусственном освещении заключается в том, что во многих случаях свет от лампы или фонаря падает непосредственно в лицо работающему и тем самым, утомляя его зрение, понижает его производительность. С другой стороны, при работе с переносной ручной лампой работающему приходится иногда то и дело переставлять свою лампу с места на место, не говоря уже о том, что лампа постоянно занимает одну из его рук.

Указанные неудобства совершенно устранены в недавно изобретенных в Соединенных Штатах осветительных очках, состоящих, как видно из рисунка, из двух скрепленных между собой трубок (1), на концах которых имеется по рефлектору (2); в центр каждого рефлектора ввинчена небольшая электрическая лампочка, питаемая током из батареи, которая укрепляется на поясе; ток подводится к очкам по гибкому изолированному проводу, не показанному на чертеже; (3) — отверстия, через которые работающий смотрит. Продолжительность горения лампочек равна 10—12 часам. Лампочки могут устанавливаться смотря по роду работы, таким образом, что сноп света будет падать выше или ниже. Американские техники весьма заинтересовались описанными очками; в частности, этим очкам предсказывают широкое распространение при подземных горных работах.

Ж.-ДОР. СТРОИТЕЛЬСТВО

Подвижные цистерны.

При перевозке жидких материалов по железной дороге, возникают затруднения, как при погрузке, так и при выгрузке. В Германии пущены теперь в обращение новые вагоны-площадки, на которых проложены рельсы в направлении перпендикулярном к полотну. На каждой площадке могут быть помещены 4 небольших цистерны, общая емкость коих не превышает емкости обычной железнодорожной цистерны. Цистерна на 4-х колесах покоится на рельсах площадки вагона, с которой она вполне жестко скрепляется, чтобы во время движения не перемещаться.

Снаружи цистерна имеет лестницу, по которой можно подняться и осмотреть ее через верхний люк; последний служит для заполнения цистерны. Опорожнение цистерны производится через два нижних крана. На случай затвердевания жидкости внутри цистерны, при перевозке зимой, она снабжена внутренним змеевиком для разогрева затвердевшей жидкости. Выгрузка такой площадки вагона совершается следующим образом: грузовик, на площадке которого проложены рельсы, — как на площадке вагона, — под'езжает к выгружаемому вагону; особым механизмом площадка грузовика поднимается или опускается, покуда она не достигнет уровня площадки вагона, после этого рельсы обеих площадок скрепляются так, что они образуют одно целое. К цистерне — за особую захватку прикрепляется крюк, связанный с бесконечной цепью, имеющеюся на грузовике; поворотом ручки, колесо увлекает цепь, которая по рельсам перемещает цистерну на грузовик. На одном грузовике помещаются 2 цистерны; при вторичном прибытии грузовика 2 порожние цистерны доставляются обратно, и таким же образом передаются на площадку вагона. Грузовик забирает 2 новых цистерны, и таким образом производится дальнейшая разгрузка всего транспорта.

МЕДИЦИНА.

Краски для распознавания болезней желудка.

Различные органические красящие вещества (напр. анилиновые краски) в настоящее время довольно часто применяются в медицине для распознавания болезней отдельных органов, работа которых нарушается при данном заболевании. Общий принцип применения красок при этом состоит в том, что красящее вещество впрыскивается больному под кожу и определяется время и скорость выделения его из выводящих путей данного органа. Таково было применение красок для определения болезней почек. Такой же способ был предложен несколько лет тому назад для определения болезней печени. В самое же последнее время бельгийский врач Дэстрэ указал на возможность применения того же способа для распознавания болезней желудка. Слизистая оболочка вырабатывает соляную кислоту, которая выделяется в составе желудочного сока во время пищеварения.

Недостаток илив избыток соляной кислоты вызывает различные заболевания желудка. Однако способы определения соляной кислоты желудочного сока не всегда гарантируют нам точное распознавание болезней желудка, так как при болезненных состояниях желудка количество соляной кислоты может оставаться в некоторых случаях нормальным, а у здоровых лиц наоборот пониженным или повышенным. Взамен определения соляной кислоты, доктор Дэстрэ и предложил использовать известный уже способ подкожного введения красок, применявшийся раньше при болезнях других органов. При этом он исходил из предположения, что впрыснутое под кожу красящее вещество через некоторое время будет выделено железами слизистой оболочки желудка. Для впрыскивания д-р Дэстрэ пользовался часто применяемой краской "нейтраль рот", красного цвета. Вводя больному желудочный зонд после впрыскивания краски, он добывал через определенные промежутки времени желудочное содержимое и определял в нем количество выделенной краски.

Способ этот оказался довольно надежным для оценки состояния слизистой оболочки желудка и ее выделительной способности. При этом наблюдалось довольно точное соответствие между кислотностью желудочного сока и сроком выделения краски: у людей с нормальной кислотностью красящее вещество после подкожного впрыскавания появлялось в желудке через 20—30 минут; у людей с пониженной кислотностью через 30—60 минут; у людей с повышенной кислотностью — меньше, чем через 20 минут. Кроме того, время выделения краски соответствовало также болезненным признакам, что не всегда наблюдалось при прежнем способе распознавания болезней желудка.