"Наука и Техника", №11, март 1926 год, стр. 15

НОВЫЙ ТИП РЕЧНОГО БУКСИРА.

На реках, имеющих небольшие и притом часто меняющиеся глубины, не смотря на все улучшения способов передвижения при помощи винта, гребные колеса все же остаются наиболее надежным и выгодным способом передвижения. При этом, конечно, безусловное преимущество должно быть отдано колесам с подвижными лопатками и особенно при установке их не с боков, по бортам, а на корме. Боковые колеса сильно увеличивают ширину судна, очень неудобны, особенно при причаливании, или взятии на буксир и своими кожухами мешают рулевому свободно видеть все кругом. Кормовые колеса дают возможность избежать всех этих недостатков, что особенно важно для буксиров, которые должны иметь большую подвижность. Но зато кормовые колеса работают в более неблагоприятных условиях, в воде за кормой, которая увлекается за идущим судном. Новая немецкая система кормовых колес соединяет преимущества последних с преимуществами боковых. За кормой устанавливается два колеса рядом и при том так, что каждое на половину выступает наружу, шире судна. Следовательно, судно, снабженное такой системой колес значительно уже судна с боковыми колесами, колеса его не мешают управлению судном и вместе с тем они работают наполовину в свободной воде, в наилучших условиях. Полезная отдача таких колес выше обыкновенных и боковых и кормовых на 26 процентов.

На Рейне построен такой буксир с мотором в 1000 сил, вращающим колеса при помощи бесконечной винтовой передачи. При этом возможно давать вращение одному колесу вперед, другому назад, чем достигается очень хорошая поворотливость. Для уравновешения тяжелых колес на корме мотор устанавливается в носовой части, а для того, чтобы дать судну достаточную крепость по длине, оно снабжается целой системой продольных диагональных креплений. Этот сильный буксир имеет даровое отопление от особого котла, электрическое освещение, электро-моторы, работающие на буксирные барабаны и якорную лебедку с двумя спасательными и разъездными шлюпками.

Такого рода буксиры имеют несомненное будущее для больших рек, на которых судоходство стеснено мелями, перекатами и сезонными обмелениями.

Подобного же рода идея использована в германском проекте речного буксира с шестью винтами. Корма буксира имеет такой же расширяющийся кожух и под ним рядом установлено шесть винтов небольшого размера, не опускающихся ниже корпуса судна. При этом самые крайние винты выступают совершенно в бок от корпуса и валы их укреплены на особых выдающихся кронштейнах. Все шесть винтов могут работать от одного, двух, трех и т. д. двигателей при помощи зубчатой или какой-либо иной передачи, идущий также и на выступающие сбоку валы.


Hosted by uCoz