Гарри Смит, один из администраторов американской Воздушной Почты, приводит чрезвычайно интересные соображения, касающиеся преимуществ многомоторных аэропланов, в смысле их большей надежности по сравнению с одномоторными. Статистика Воздушной Почты Соединенных Штатов показывает, что за период в 1½ года одна вынужденная посадка приходилась на 24600 клм пути. Средняя длина лётного участка или расстояние между станциями составляет приблизительно 350 клм. Таким образом одна вынужденная посадка приходится приблизительно на 70 благополучно выполненных полетов, а так как аэропланы Воздушной Почты одномоторные, то это равносильно положению, что двигатель будет отказываться от работы в одном из 70 случаев. Приняв указанное отношение за основание рассуждений, мы легко придем к следующим интересным результатам.
В случае одномоторного аэроплана одна вынужденная посадка будет приходится на 70 благополучно выполненных рейсов.
При двухмоторном аэроплане может встретиться два случая. Первый случай, когда отказ от работы одного из двух двигателей не влечет за собой остановки аэроплана. В этом случае одна вынужденная посадка будет приходится на 702 или на 4900 благополучно выполненных полетов.
Во втором случае, когда для полета необходимы оба двигателя и, следовательно, остановка одного из них будет иметь следствием остановку аэроплана, на 70 благополучно выполненных полетов падает 2 вынужденных посадки, другими словами одна вынужденная посадка будет приходится на 35 выполненных рейсов.
Для трехмоторного аэроплана может встретиться 3 случая. Во первых, когда аэроплан может лететь с одним (любым из трех) работающим двигателем. Во вторых, когда аэроплан может лететь с любой парой двигателей, но теряет свою способность к полету при одном работающем двигателе и, наконец, в третьих, когда все три двигателя необходимы для полета.
Прилагая те же рассуждения к 4-моторному аэроплану, мы полученные результаты сводим для наглядности в следующую таблицу:
Число двигателей на аэроплане | Минимальное число двигателей необходимых для полета | Вероятное число выполненных этапов на 1 вынужденную посадку |
1. | 1. | 70 |
2. | 1. | 4.900 |
2. | 2. | 35 |
3. | 1. | 343.000 |
3. | 2. | 1.649 |
3. | 3. | 24 |
4. | 1. | 24.010.000 |
4. | 2. | 115.400 |
4. | 3. | 1.242 |
4. | 4. | 18 |
Отсюда автор делает весьма интересные выводы. Если трехмоторный аэроплан может лететь с одним (любым из трех) работающим мотором, то шансы на вынужденную посадку его будут весьма ничтожны.
Двухмоторный аэроплан при тех же условиях будет иметь 1 вынужденную посадку через каждые 20 лет. С другой стороны трехмоторный аэроплан, способный летать лишь при всех трех работающих моторах будет иметь вынужденную посадку через каждые 35 дней.