С каждым годом все увеличивающееся уличное движение крупных городских центров Европы и Америки, с попутным и быстрым ростом их населений, заставляет архитекторов изыскивать какие-то способы разгрузки улиц от стесняющих движение автомобилей и автобусов. Попытки разгрузки улиц устройством подземных и воздушных железных дорог вместо трамваев и автобусов не дали на практике существенных результатов; и поэтому естественно, что выход стали искать в каком-то другом направлении. Наиболее радикальным разрешением вопроса явилась бы коренная перепланировка и перестройка существующих городов, но эта мысль совершенно неосуществима на практике; поэтому вопрос будущего строительства вылился в сторону расширения городов по окраинам их, проводимого в строгом согласовании с последними достижениями архитектурного искусства, с требованиями санитарного характера, направленными к оздоровлению городских центров вообще, и с вопросом разгрузки уличного движения. Из целой серии проектов по расширению городов с быстро растущим населением по своей оригинальности выделяются два: первый из них принадлежит двум французским инженерам Андрэ-Вантру и Соважу, а второй — парижскому архитектору Дескамп.
Андрэ-Вантр и Соваж предложили планировать застраивающиеся окраины в виде широких бульваров, отделенных друг от друга не кварталами, т.-е. квадратными участками, застроенными домами, как это практиковалось до сих пор, а длинными рядами строений полунебоскребного типа, параллельными друг другу и вмещающими не более одного дома в ширину. План старого города с его узкими улицами и нагроможденными друг на друга постройками показан на рисунке 1 снизу; сверху изображено продолжение этого города — застроенная по системе Вантра и Соважа окраина, поперечный разрез которой дан на рисунке 2. Как видно из рисунка, вся площадь между рядами домов отведена под бульвары, целиком предоставленные пешеходам; для автомобильного же и экипажного движения внутри самих зданий предусмотрены широкие мощеные арочные галлереи, уровень которых на 2—3 метра ниже уровня пешеходного движения; на перекрестках для пешеходов предусмотрены перекидные мостки и воздушные тротуары, проходящие над шоссе.
Рисунок 3 изображает план перекрёстка на уровне автомобильной мостовой; пунктирные линии показывают путь следования и расхождения авто-машин. Метрополитен располагается под бульварами; общий вид улицы в разрезе показан на рисунке 4: 1 — тротуары, 2 — бульвар, 3 — арочная галлерея для автомобильного движения со световым фонарем, 4 — закрытая галлерея для автомобильного движения, 5 — переходные мостки для пешеходов, 6 — две линии метрополитена, 7 — учреждения и конторы, 8 — жилые помещения, 9 — пылевсасывающие аппараты, 10 — экраны световой рекламы, 11 — радио-антенны, 12 — электрические и телефонные проводы, газопровод и водопровод, 13 — план улицы нового города с перекрестками 14.
Проект Дескампа менее сложен, чем только что описанный; он возвращается к идее двухэтажных улиц, уже разработанной детально и частично осуществленной на практике в некоторых городах Запада и Соединенных Штатов (двухэтажный виадук в Антверпене, двухъярусная улица на набережной Гудзона в Нью-Йорке, двухъярусные пути в Чикаго и т. д.). Дома будущих городов представляются Доскампу в виде 20—25-этажных небоскребов, возводимых на большом расстоянии друг от друга, по обеим сторонам широких улиц; обширные участки позади строений отводятся для общественных парков и скверов. Параллельные улицы находятся не ближе 500 метров друг от друга. Шоссе (см. рис. 5) исключительно предоставляется для автомобильного движения; пешеходные тротуары подняты от земли на 8—10 метров, и пространство под ними оставлено свободным для стоянки авто-машин; переход с одного тротуара на другой осуществляетса при помощи перекидных мостков. До уровня пешеходного движения подняты и все магазины и кафе, нижние же этажи отведены под склады, рестораны и т. п. Проект Дескампа заслуживает серьезного внимания, но он может быть осуществлен лишь для тех городов, окрестности которых представляют собой свободные и обширные участки, позволяющие городу без ограничения увеличиваться в ширь.
Трудно сейчас сказать, в какие формы выльется городское строительство ближайших лет и десятилетий; верней всего, что каждая страна разрешит этот вопрос по-своему, в зависимости от местных условий, возможностей и средств.
Перед Советским Союзом тоже стоит не малая задача в деле разгрузки таких крупных центров, как Москва, Ленинград, Харьков и др.; и, приступая в такой задаче, советским строителям необходимо будет учесть богатый заграничный опыт по этому вопросу, который поможет им избежать многих возможных ошибок.