Вблизи С.-Франциско (Калифорния) была недавно произведена в высшей степени интересная и поучительная работа по восстановлению стального трубопровода путем внутреннего цементирования.
Эта линия была построена в 1912 году для орошения средней части долины Сакраменто. Беря начало у насосной станции на р. Сакраменто, она имеет общую длину в 5 км, при чем на расстоянии около 2 км проходит под полотном электрической жел. дороги, пользующейся, для подвода тока, третьим рельсом. Трубопровод состоит из стальных клепаных труб диам. 90 см и продегает на глубине от 60 до 120 см под землей.
В прошлом году, после нескольких лет бездействия, линия была вновь включена в оросительную систему, но на участке около 2 км показала сильную течь, так что выгоды от орошения были совершенно парализованы убытками от размыва и заболачивания местности. Линия была выключена и было приступлено к выяснению причин утечки и изысканию методов восстановления действия системы. Для обнаружения района повреждений и их характера, линия была разрыта в нескольких местах, отстоящих на 150 м друг от друга, в трубах вырезаны горловины и внутренность водопровода подвергнута осмотру. При этом оказалось, что на протяжении около 2 км материал труб изъеден множеством дыр размером от булавочного укола до кулака. Повреждена была наружная поверхность труб, при чем самый характер повреждений не оставлял сомнений в том, что причиною разъедания явилось электролитическое действие блуждающих токов вышележащей жел. дороги. Слой асфальта, прежде покрывавший трубы, не предохранил их от разъедания и местами были видны его остатки.
Первою возникла мысль приварить к поврежденным местам заплаты, но она тотчас же была оставлена, так как было ясно, что эта работа обойдется дороже, чем новый трубопровод. Затем были составлены сравнительные планы работ по прокладке новой линии, проводке внутри существующего трубопровода новых стальных труб несколько меньшего диаметра, окружения старого трубопровода железобетонной одеждой и, наконец, цементирования внутренней его поверхности при помощи цементной пушки. Последний способ был признан самым рациональным, и стоимость его оказалась вдвое дешевле любого другого варианта.
После нескольких дней опытов на моделях в натуральную величину, одна фирма из С.-Франциско, специальностью которой являются постройки при помощи цементных пушек, приступила к работе, вырезав сначала в трубопроводе горловины на расстоянии 75 м друг от друга. Далее, предварительные и тяжелые по своим условиям работы состояли в тщательной очистке внутренней поверхности трубопровода, имевшего, как выше указано, всего 90 см в диаметре. Самый процесс "обстрела" цементной пушкой заключался в наращивании внутри 1½-дюймовой одежды, при чем вдоль верхней части трубы было решено этот слой удвоить. Железная арматура не применялась, за исключением случаев цементирования больших дыр. Средняя скорость работы составила 3 м в час.