Холодильное дело, являющееся мощным средством для развития сельского хозяйства, сыграло колоссальную роль в мировой торговле скоропортящимися продуктами, создав переворот за последние десятилетия в экономике ряда заокеанских стран. Такие страны, как Новая Зеландия и Аргентина, благодаря применению в 90-х годах прошлого столетия искусственного холода, быстро видоизменили свое экономическое положение, став мощными государствами с высоко развитым сельским хозяйством, при чем последнее получило уклон в сторону животноводства, продукция которого, главным образом, мороженое и охлажденное мясо, в связи с применением морского холодильного транспорта, нашла доступ на европейские рынки. Вывоз мяса из Аргентины, составивший в 1895 году 45.000 тонн, после создания сети холодильников поднялся в 1907 году до 215.000 тонн и достиг в 1926 году цифры в 575.000 тонн. Такой колоссальный рост экспорта мороженого и охлажденного мяса, главным потребителем которого является Англия, создал для вывозящей страны чрезвычайно благоприятный торговый баланс. Правильная постановка в стране холодильного дела и хладостроительства подымает сельское хозяйство, революционизирует его, заставляет переходить к новым высшим формам, с преобладанием промыслового животноводства, птицеводства, маслоделия и т. п.
Развитие холодильного дела, призванного к жизни с изобретением холодильной машины, получило практическое применение лишь с 80-х годов прошлого столетия. Тогда конструкторами были созданы уже вполне совершенные машины, использовавшие как средство для получения холода ожжижение и повторное испарение газов, во время которого поглощается теплота из окружающей среды. С этого момента искусственный холод, являющийся наилучшим консервирующим средством для скоропортящихся продуктов, начинает развиваться гигантскими шагами, внедряясь, помимо своей основной сферы приложения — хранения продуктов питания, в целый ряд различных отраслей промышленности. Не говоря о производстве искусственного льда, имеющего огромное значение для стран с жарким климатом и для нашего юга, такие производства, как убойное дело и пивоварение, не мыслятся в современных условиях без применения холодильной машины. Искусственный холод дает производственные выгоды в винокурении, молочном деле, шоколадном производстве, при обработке резины, в парфюмерии и других отраслях. Наконец, холодильная машина находит крупное применение в металлургии, при обработке нефтяных продуктов и минеральных масел и в химической промышленности при процессах конденсирования и экстрагирования газов, равно как при процессах кристаллизации.
Роль применения искусственного холода в различных отраслях промышленности, прогрессирующего с каждым днем в странах Западной Европы и Америки, нужно сказать, недостаточно оценена у нас, где в момент индустриализации страны целый ряд производственных процессов мог бы с большой выгодой воспользоваться услугами холодильной машины. Однако, общий экономический характер нашей страны, связанный с ее географическими условиями, ставит главные вехи развития холодильного дела именно по линии сельского хозяйства, увеличения товарности скоропортящейся продукции его, в связи с имеющим место ростом городского населения и требованиями экспорта.
В настоящий момент центральными органами вполне осознано, что использование богатейших возможностей различных производящих районов, оторванных на большие расстояния друг от друга и от населенных центров и портов, возможно лишь путем развития строительства холодильников, производственных и перерабатывающих пунктов и железнодорожного и морского хладотранспорта, смогущих извлекать излишки товарной продукции и сохранять их без риска порчи. Возможность же сбыта излишков скоропортящейся продукции через соответствующие предприятия ведет к поднятию материального благосостояния крестьянства и способствует дальнейшему развитию сельского хозяйства, развитию форм его, страхующих население в значительной мере от таких неожиданностей, как неурожаи, засухи и т. п., всегда возможных при преимущественно зернофуражном характере хозяйства.
Необходимо отметить здесь же, что колоссальное государственное значение развития холодильного дела заключается также и в том, что увеличение производства скоропортящихся продуктов, в силу указанных выше мероприятий, создает помимо удовлетворения все растущей потребности промышленных центров, значительные экспортные фонды, кои, при посредстве холодильников и морского холодильного транспорта, находят неограниченный сбыт на рынках промышленных стран Западной Европы, содействуя тем самым активности торгового баланса Советского Союза.
Общеизвестны факты применения способов консервирования продуктов, понижающих качество и ценность товара (засолка, сушка, культивирование грубых сортов фруктов, допускающих более продолжительное хранение) и неравномерности цен на свежий товар, в зависимости от сезона. Холодильное дело, создавая условия продолжительного сохранения свежего товара, не обесцененного, в то же время как бы устраняет сезонность, выравнивает цены и дает возможность населению получать разнообразные продукты в свежем виде из различных отдаленных районов по ценам более дешевым, в силу дальности их от центров потребления и, естественно, меньших возможностей сбыта на месте.
Указанные положения в достаточной мере выясняют роль холодильного дела в народном хозяйстве — государственное значение фригорификации ("фригор" = холод) СССР. И мы видим, как пятилетние планы холодильного строительства и их выполнение блестяще подтверждают это. Мечты специалистов холодильного дела, всегда доказывавших еще до революции, что холодильное дело должно находиться в руках государства и им регулироваться, ныне осуществились. Холодильное дело стало делом государства.
Холодильное наследие старого режима, в виде отдельных, находившихся в разных руках, предприятий, не всегда объединенных общими экономическими планами, пришедшее за время войны и революции в изношенность, в период начала новой экономической политики было восстановлено и реконструировано, а в настоящий период капитального строительства мы присутствуем при создании в широком масштабе сети новых холодильных предприятий, объединенных общим государственно-экономическим планом. Этим планом учтены богатейшие возможности Центрально-Земледельческого, Средне-Волжского, Северо-Кавказского, Украинского, Сибирского и Уральского мясных районов, Тамбовско-Воронежского яично-птичного района, Волго-Каспийского рыбного, Урало-Сибирского масляного и фруктовых районов Крыма, Закавказья и Туркестана. И действительно, мы видим, что параллельно с сооружением холодильников в портах и центрах потребления, идет широкое строительство "тыловых" холодильников, боенских комбинатов, птичных переработочных и убойных пунктов и беконных фабрик, обслуживающих своей продукцией работу первых.
Дальнейшее экономическое обследование СССР, детальное изучение еще не изученных отсталых и выявление новых районов в своем итоге создаст новые потоки скоропортящихся грузов, новые рынки производства и сбыта, что в свою очередь поведет к дальнейшему развитию народного хозяйства.
В настоящий момент мы имеем следующую картину развертывания хладостроительства, выполняемого главными заинтересованными в развитии холодильного дела Советскими органами: Центросоюзом, Укрмясотрестом, НКПС и Госуд. Акц. О-вом "Хладоэкспорт", специально ведающим эксплоатацией и постройкой холодильников. Центросоюзом заканчиваются холодильники в Москве, Твери и в ближайшее время начнется сооружением холодильник в Кронштадте. Укрмясотрестом построены беконные фабрики в Полтаве и Кременчуге, перестраивается холодильник в Дарнице и находится в периоде постройки холодильник в Казатине.
В Тащкенте, Ростове н/Дону, Самтреди и др. городах строятся холодильники, а в Сибири пристанционные и пристанские маслохранилища НКПС, Акц. О-вом "Хладоэкспорт" построены и находятся в эксплоатации — в Ленинградском Порту масляный холодильник и, недавно, в истекшем июле, открытый новый яичный холодильник, портовые холодильники в Одессе, Севастополе, Новороссийске, холодильник в Минске; находятся в периоде постройки холодильники в Свердловске, Баку, Поти, Эривани, Казани, Чишме (Уфимской губ.) и др. городах; боенские комбинаты — в Полтаве, Краснодаре, Вятке, Мелитополе, Покровске и расширяется беконная фабрика в Воронеже; предположены к постройке холодильники в Москве, Одессе (расширение) и в Ленинграде (дополнительно к имеющимся). Одновременно Судотрест производит постройку морских рефрижераторных судов. Произведенный перечень отнюдь не является исчерпывающим. Целый ряд более мелких холодильников и предприятий строится как указанными выше, так и прочими заинтересованными организациями. Но приведенное в достаточной мере позволяет судить о бурном росте и близком расцвете холодильного дела в СССР.
В этом отношении чрезвычайно показательным является рост хладостроительства в Ленинградском Торговом Порту, главном порту СССР. Так, емкость его холодильников составляла:
До | 1925 | г. | 1.000 | тонн | |
в | 1925 | "" | 3.000 | "" | |
"" | 1926 | "" | 8.000 | "" | |
и | "" | 1928 | "" | 12.000 | "" |
т.-е. за три года мы имеем увеличение емкости холодильников в 12 раз, причем в план дальнейшего строительства Акц. О-ва "Хладоэкспорт" включено сооружение еще одного холодильника и переоборудование под холодное хранение одного из пакгаузов Порта. В текущем строительном сезоне закончен постройкой новый холодильник упомянутого О-ва, давший увеличение холодной емкости, как это видно из приведенной таблицы, на 4.000 тонн и специально предназначенный для холодного хранения экспортных яиц.
Построенный из наших материалов и нашими рабочими и инженерами-специалистами в рекордный срок 11 месяцев, без какого бы то ни было участия иностранных фирм, холодильник представляет собой колоссальное железо-бетонное, длиною 90 метров, сплошь изолированное пробкой и новым изоляционным материалом "камышитом", здание, оборудованное целой сетью охлаждающих змеевиков-батарей и специальными, новой конструкции, аппаратами — "воздухоохладителями" в стальных трубах которых, общей длиною в 11 километров, циркулирует производящий охлаждение аммиак.
Рассчитанный на поддержание в жаркое время года температуры в —1°, холодильник вполне оправдал возложенные на него надежды, приняв уже в настоящий момент на холодное хранение около 300 вагонов предназначенных к экспорту яиц, и блестяще доказал, что и в холодильном деле, этой сравнительно молодой у нас отрасли промышленности, мы твердо встали на ноги, и, не прибегая к помощи иностранцев, сумели осуществить фригорификацию СССР.
Инж. К. Левис.