"Наука и Техника", №36, сентябрь 1928 год, стр. 15

Рационализация крабо-консервного производства.

В водах СССР дальневосточных морей в течение последних лет чрезвычайно развился промысел крабов, из которых приготовляются консервы. Самый процесс заготовки консервов заключается в следующем. Пойманные крабы сортируются, при чем стандартным считается краб, имеющий в поперечнике панцыря 6 дюймов. При сортировке, помимо размеров, обращается серьезное внимание на доброкачественность сырья: лежалые и мороженые крабы в обработку не идут совсем. После сортировки удаляется панцырь, а конечности переносятся в крабоварку и подвергаются варению с помощью пара.

Остуженное крабовое мясо разделывается и укладывается в одно- и полуфунтовые банки. Последние делаются из жести, лакированной с внутренней стороны банок. Готовые банки поступают в паровой ящик, где при температуре около 85° закатываются и перекладываются в автоклав.

Главная роль в дальневосточном крабовом промысле принадлежит в настоящее время Японии. Японские фирмы в течение последних лет на нашем побережье и в наших водах (в районе 12-мильной полосы) заготовляют до 400.000 ящиков крабовых консервов в год, что, считая по средней цене 20 американских долларов за ящик, дает солидную сумму в 16 мил. рублей в год. Большая часть крабовых консервов вывозится из Японии за границу: в Америку, Англию, Австралию и проч. страны.

Учитывая значение крабоконсервного промысла, советские организации уже с 1924 г. занялись фабрикацией экспортных крабовых консервов. Общая заготовка крабовых консервов нашими организациями не превышала до настоящего времени 11—12 тысяч ящиков в год. Развитие нашего крабового промысла тормозилось, главным образом, тем обстоятельством, что у нас применялись береговые установки. Процесс лова и заготовки сырья в этом случае заключается в следующем.

На береговом участке устраивается консервный завод. Лов крабов производится с помощью придонных ставных сеток, которые выставляются в море с парусных судов, называемых здесь "шаландами", или с самодвижущихся катеров. Вполне понятно, что продуктивность такого завода находится в зависимости от того, передвигаются ли крабы в прилегающем участке моря. Это обстоятельство побудило японских промышленников применить для крабового промысла специальные мореходные суда, которые не дожидались бы, когда подойдут крабы, а сами бы шли им навстречу. Пловучая крабо-консервная фактория представляет собой паровое судно, водоизмещением в 2,5-3 т. тонн с небольшим ходом, но с большими угольными ямами. Фактория может промышлять в течение 4—5 месяцев. На ней имеется достаточно большое помещение для разделки крабов, их хранения и жилья на 200 человек, из которых 100 принимают участие в лове, а 100 — в обработке сырья. Для лова крабов на фактории имеется не менее 5 катеров. Обычная продуктивность пловучего завода выше более чем в два раза берегового. В сезон — с апреля по август-сентябрь — японские пловучие фабрики добывают 18—20 и до 22 тысяч ящиков, тогда как береговые фабрики только 6—7,5 тысяч ящиков.

Дальгосрыбтрест и Акционерное Камчатское Общество "АКО" купили по одному такому пловучему крабовому заводу, первый — в Японии, а второе — в Америке. Стоимость приспособленного парохода около 350 тысяч рублей. Первый государственный крабо-консервный завод—пароход Дальгосрыбтреста уже вышел к западному берегу Камчатки на промысел. Выход второго, принадлежащего "АКО", ожидается вскоре.


Hosted by uCoz