Таманский полуостров издавна славится своими археологическими находками. В последние годы значительная работа по собиранию этих памятников проделана Таманской Археологической Станцией и Темрюкским Краеведческим Музеем.
Недавно местный исследователь — краевед С. Ф. Войцеховский — обнаружил в Тамани, на руках у жителей, новые предметы древне-греческого искусства, найденные в могильнике, расположенном на дворе частного владельца. Предметы в целости доставлены сейчас в Темрюкский Музей.
Находка представляет значительный научный интерес. Выдающееся художественное значение имеет, несомненно, обнаруженная краснофигурная амфора (рис. 1). На фоне розово-желтой глины красным лаком сделана роспись в виде двух крылатых коней, взнузданных и мчащихся вверх. Это — Пегасы, сказочные крылатые кони, одно из самых причудливых созданий древне-греческой мифологии. Помимо росписи, на изображении применена техника резьбы и накладной белой краски. По типу коня (тонкие изящные ноги, тщательно выделанные копыта, такая же трактовка головы) роспись приближается к встречающимся на чернофигурной керамике изображениям, относящимся к концу VI века до н. э. Датирован сосуд, в общем, может быть началом V века — 490-480 г. г. до н. э. Весь рисунок в целом полон жизненной правдивости и заражающей стремительности полета. Интересно, что такая же амфора с Пегасами была найдена еще и в Керчи (раскопки В. В. Шкорпила).
Не менее интересен и чернофигурный трехгубый энохое (рис. 2)1. Рисунок нанесен черным лаком и представляет собой сцену из Троянской войны, изображая, повидимому, Афину-Палладу, которая участвует в поединке двух греческих воинов — быть может, Гектора и Ахилла. Фигуры на рисунке имеют слабую мускулатуру, как бы несколько каррикатурны, а движения их утрированы — элементы, свойственные в некоторой мере всему архаическому периоду древнегреческого искусства. Приблизительно, памятник может быть датирован последней третью (30-20 г.г.) VI века. За это говорит и известная небрежность рисунка (незаконченный орнамент, неотчетливая вырисовка щита и т. д.), характерная как раз для времени упадка чернофигурного стиля, когда чисто-художественная промышленность, работавшая по индивидуальным заказам, ослабела и предметы стали производиться исключительно на общий рынок. Изображение ограничено пространством. По бокам идет орнамент, вверху — так называемые "овы". Имеется применение резьбы и накладной темно-пурпурной краски.
Чернофигурная гидрия (рис. 3) — также с весьма оригинальной росписью. На верхнем рисунке изображены четыре стилизованных птицы с женскими головками; это — сирены, мифические чудовища — полуженщины-полукоршуны. Головки покрыты белой облицовкой, туловища сделаны темным лаком. На крыльях применена накладная краска — пурпурная и белая. Ниже изображены два петуха, стоящие головами друг к другу, готовые вступить в бой. Они покрыты темным лаком. Верхняя часть каждого петуха разрисована пурпурной краской, хвост — разбавленным красным лаком. Рисунки сирен и петухов окаймлены простым линейным орнаментом, нижний пояс гидрии украшен овами. Описанная гидрия принадлежит к классическим типам — она низкогорла, полушарна, отличается плотностью и массивностью корпуса и может быть отнесена, примерно, к середине V века — к 480-470 г. г. Это же можно заключить и по типу лица сирен (трактовка глаза в фас при лице в профиль). На описанном памятнике уже сильно сказывается влияние красно-фигурной техники: белая облицовка голов — один из характерных приемов именно краснофигурной живописи, так же как и пользование пурпуром.
Помимо отмеченного, в Тамани были обнаружены еще небольшие флаконы "финикийского" зеленого стекла, расписанные в разные цвета — синие, голубые, желтые (рис. 4.). Эти мелкие сосуды служили принадлежностью туалетов — в них сохранялись благовонные масла. Датируются они, примерно, концом V-го — началом IV века — ближе к эллинистической эпохе.
В заключение следует отметить, что, судя по особой тонкости и изяществу работы, совершенно не идущим в сравнение с грубой и небрежной техникой изготовления местной "серой" керамики, все перечисленные памятники должны быть признаны несомненно привозными из метрополии. Это указывает на существовавшие издавна и никогда не прерывавшиеся торговые и культурные связи нашего юга с Аттикой.
Так, всякая, даже небольшая по размерам, археологическая находка бывает иногда чрезвычайно важна в научном отношении. В частности, описанная значительно пополняет постепенно накопляемые местными краеведческими организациями материалы по изучению древних судеб Таманского полуострова.
Ростов н/Д Б. Бунин.
1 В тексте статьи перепутаны подписи к рисункам 2 и 3. (примечание составителя).