Проблема калия. С каждым годом растет потребность в этом элементе не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. По статистике 1913 года годичное употребление поташа, расчисленного на K2O превышало миллион тонн для первой цели, 135.000 тонн для других потребностей хозяйства. И то и другое количество из Германии. Из этого числа более половины солей калия использовалось в самой Германии (536 тыс. тонн), тогда как такая культурная страна, как Англия, употребляет в среднем в 8 раз меньше калиевых солей на акр обработанной земли, чем немецкие государства.
До сих пор мировая монополия по калиевой соли принадлежала Германии, но с переходом к Франции Эльзаса, часть месторождений перешла в новые руки. При этом выяснилось, что они значительно богаче, чем это раньше предполагалось и что их экономическое значение, ранее тщательно скрывалось немецким калиевым синдикатом. Общая площадь месторождений, достигающих 4 метров мощности, свыше 200 кв. километров, что отвечает запасам около 1500 миллионов тонн сырья. К тому же эти соли богаче калием, чем соли Стассфуртского района (вместо 10—12% K2O, 18—25%).
Одновременно с развитием добычи эльзасских солей, значительная эксплоатация калиевых месторождений ведется в пров. Каталонии Испании и из озера штата Небраски, где ежегодно (по данным 1915 г.) добывается в год до 50.000 тонн.
Все это, однако, не может покрыть калиевого голода, вое увеличивающегося в связи с потребностями развивающегося сельского хозяйства.
Тем более поразительными по интересу являются новые данные, опубликованные за 1919 г. в журнале английского общества химической промышленности. Оказывается, что при выплавке в доменных печах железных руд, содержащиеся в них ничтожные следы калиевых соединений улетают и могут быть уловлены. Этот процесс носит промышленный характер, если к выплавленным рудам прибавлять небольшое количество NaCl, благодаря чему хлористый калий в значительных количествах может быть накоплен даже из руд, содержащих всего лишь 0,3—0,4% Ка2О. Произведенные подсчеты показали, что если бы все доменные печи Англии улавливали весь калий, то благодаря этому получилось бы количество, вдвое превышающее современную годичную потребность Англии в этом элементе.
Нам пока неизвестны детали этого процесса и особенно экономическая его сторона, но нельзя не видеть, что в этом вопросе сделан новый крупный шаг вперед. (Nature May 1921).
Превращение вольфрама в гелий. В английском журнале "Electrician", от 17 марта 1922 г., том 88, № 2287 помещена следующая интересная заметка о превращении вольфрама в гелий. До сего времени превращение одного химического элемента в другой имело место лишь при таких исключительных условиях, каковыми являются радиоактивные процессы. Повышение температуры имело следствием диссоциацию веществ, т.-е. распад молекул на атомы, но никаким нагреванием не удавалось вызвать распад самих атомов. В Чикагском Университете двое наблюдателей Dr. Wendt и Mr. Iron показали, что сильное повышение температуры также может вызвать распад вещества, и оно должно достигать, по их соображениям, 25000—30000 градусов Цельсия. Для получения такого эффекта они заряжали конденсатор до напряжения в 100 k. v. и затем разряжали его через тонкую вольфрамовую проволоку. При этом последняя мгновенно превращалась в газообразное состояние, при чем по исследовании полученное вещество оказалось гелием. Заметка Резерфорда в апрельском номере "Nature", хотя и обращает внимание на телеграмму Американского химическаго общества в Чикаго, но советует ждать более подробных, сведений для суждения о правильности открытия Вендта и Айрона.
Нобелевская премия по химии за 1920-й год присуждена известному немецкому химику-теоретику Нернсту.
В мае текущего года г-жа Кюри совершила поездку в Соединенные Штаты, чтобы принять один грамм радия — подарок американских женщин. Подарок этот был вручен г-же Кюри 21 Мая в Белом Доме президентом Соединенных Штатов Гардингом, произнесшем при этом речь о значении научных открытий для человечества.
(Nature, 26 Мая 1921).