Севастопольская Биологическая Станция является не только старейшей русской Станцией, но и пятой в мире по времени своего возникновения. Инициатива устройства Станции принадлежит II Съезду Русских Естествоиспытателей, происходившему в Москве в 1869 г. Фактически Станция была открыта в Севастополе Новороссийским Обществом Естествоиспытателей в 1871 г.
Первые четыре года Станция существовала на средства Новороссийского Общества Естествоиспытателей и только с 1875 г. на содержание Станции стали отпускаться средства из сумм государственного казначейства, в размере 1.500 руб. ежегодно. В этом же году заведующим Станцией был избран В. Н. Ульянин. В 1880 году на место ушедшего В. Н. Ульянина была избрана С. М. Переяславцева, которая заведывала Станцией в течение 11 лет.
В. Н. Ульяниным и С. М. Переяславцевой велись работы по изучению фауны и флоры, главным образом, Севастопольской бухты, при этом к ранее известным В. Н. Ульяниным было прибавлено 82 вида, а С. М. Переяславцевой 205 новых для Черного моря видов. За этот период на Станции работало 30 человек и вышло 21 печатных труда.
В заседании Новороссийского О-ва Естествоиспытателей 25 февраля 1889 года проф. А. О. Ковалевским было внесено предложение о передаче Севастопольской Станции в ведение Российской Академии Наук. Это заявление было принято О-вом, и по предложению проф. В. В. Заленского директором Станции был единогласно избран проф. А. О. Ковалевский.
В следующем 1890 г. А. О. Ковалевский был избран ординарным академиком и благодаря его усилиям в 1892 году Севастопольская Биологическая Станция перешла в ведение Российской Академии Наук. Заведующим Станцией в это время был А. А. Остроумов, избранный Новороссийским О-вом еще в 1891 г., взамен отказавшейся от заведывания С. М. Переяславцевой.
В 1896 году двадцатипятилетие Станции ознаменовалось постройкой собственного здания на участке земли, в районе Приморского бульвара, переданном военно-морским ведомством в собственность Академии Наук.
Как постройкой здания, так и его оборудованием Станция всецело обязана трудам и заботам академика А. О. Ковалевского. Через 14 лет к зданию было пристроено южное крыло, по объему равное половине старого здания, в котором были устроены новые лаборатории и Музей Станции.
В настоящее время Станция располагает 12 лабораториями, где вместе с персоналом Станции могут одновременно поместиться 22—23 человека работающих. В лабораториях проведена морская и пресная вода, имеются аппараты для продувания воздуха и промывные столы для хранения живого материала, газовые горелки и электричество. Лаборатории снабжены оптическими и иными приборами и инструментами, необходимой посудой и реактивами.
Библиотека Станции помещается в верхнем этаже и насчитывает около 15.000 томов, из которых половину составляют журнальные серии, преимущественно иностранные.
Оборудование музея еще не совсем закончено: в нижнем зале находятся выставочные шкафы, в которых размещены монтированные за последние два года представители фауны Черного моря и отчасти Средиземного и Красного морей.
Помещение для аквариума занимает особую, несколько выдвинутую по фасаду часть здания, расположенную в нижнем этаже Станции. В этом помещении находится 15 стенных аквариумов и один центральный бассейн, общей вместимостью около 47 кубич. метров. В аквариуме круглый год содержатся представители, главным образом, ихтиофауны Черного моря. Морская вода помощью электромотора накачивается в два бака, помещающихся в северной и южной башнях Станции; отсюда по трубам вода поступает во все аквариумы и лаборатории.
Кроме того в здании Станции находится ряд подсобных помещений: машинное, газолиновое, такелажное и др. и квартиры служащих.
Из плавучих средств на Станции имеются: 1) вновь отремонтированное и перестроенное моторно-парусное судно "Александр Ковалевский“ — 36-футовый палубный бот, с 22-сильным бензиновым мотором; 2) 25-футовый парусный ял "Владимир Заленский" и 3) 16-футовая шлюпка "Софья Переяславцева". Станция располагает необходимыми орудиями лова, соответствующим морским снаряжением и приборами для гидрологических работ.
Со времени основания Станции, но особенно с переходом ее в ведение Академии Наук, деятельность Станции расширялась из года в год, как в области исследования моря, так и в смысле лабораторных работ.
В 1891 году заведывавший тогда Станцией проф. А. А. Остроумов принял участие, в качестве биолога, в глубоководной экспедиции Черного моря.
Работы этой экспедиции, проходившей под руководством И. Б. Шпиндлера при ближайшем участии Н. И. Андрусова, составили, как известно, эпоху в истории наших знаний о природе Черного моря. Открытие в глубинах Черного моря сероводорода и отсутствие живых организмов в общем ниже 100 саженных глубин были разительными фактами, показавшими всю необычайность гидрологических условий, в которых протекает жизнь нашего южно-русского моря.
В следующие годы 1892/93/95 А. А. Остроумов участвовал в экспедициях по исследованию Босфора и Мраморноморской экспедиции "Селяника", Азовской экспедиции "Атманная" и позднее исследовал фауну устьев южно-русских рек. Профессор Алексей Александрович Остроумов скончался 1 февраля текущего года в Казани. Его смерть была неожиданной, так как до последнего времени А. А. вел исследовательскую работу и еще летом прошлого года он работал на Станции, постоянно выезжая в море на экскурсии, продолжавшиеся иногда с раннего утра и до позднего вечера. В его лице русская наука потеряла крупного ученого гидробиолога и морфолога, одного из немногих знатоков жизни наших южно-русских морей. Участие Алексея Александровича, как заведующего станцией, в указанных выше экспедициях вывело исследование Черного моря из Севастопольской бухты и определило в дальнейшем характер работы Станции.
Обширные материалы, накопившиеся по фаунистическим исследованиям Черного моря, которые начались со времени второго путешествия академика П. С. Палласа (1793/94 г.), носили характер или систематически-описательный или зоогеографический, и еще во многом оставался открытым вопрос о распределении фауны Черного моря. Работы С. А. Зернова, заведывавшего Станцией с 1901 г. по 1914 год, были направлены как раз к разрешению этого вопроса. Многочисленные экспедиции и поездки по всему побережью Черного моря дали возможность С. А. Зернову установить основные черты распределения его придонной фауны по биоценозам; в районе же Севастопольской бухты были подробно изучены биоценозы и, кроме того, установлена общая картина вертикального распределения и годичной смены планктона.
Лабораторные работы Станции, с которыми связаны имена академиков А. О. Ковалевского и В. В. Заленского, носили преимущественно морфологический и эмбриологический характер. За время существования Станции на ней работало до 500 человек и вышло около 200 печатных работ.
Годы войны и политических бурь, переживавшиеся страной, поставили Станцию в исключительно тяжелые условия, в которых она с трудом сохраняла свою работоспособность и свое ценное имущество. Но уже с 1922 года, несмотря на крайнюю материальную необеспеченность, работы Станции начинают быстро развиваться. Возобновление связи с центром и накопившаяся потребность в работе над живым материалом привлекают на Станцию многочисленных научных работников и студентов. С другой стороны, ремонт парусно-моторного судна Станции и некоторое пополнение орудий лова и приборов дают возможность начать систематические дальние выезды в море для гидробиологических работ и сборов материала.
В 1923 году, после более чем 30-летнего перерыва, Станция совместно с Севастопольской Морской Обсерваторией принимает непосредственное участие в организации глубоководных исследований Черного моря по плану Главного Гидрографического Управления.
Начатые в феврале 1923 года систематические, глубоководные исследования Черного моря, проводятся путем гидробиологических разрезов от берегов Крыма до берегов Анатолии и Кавказа, придерживаясь сроков, установленных международной комиссией по исследованию морей. До настоящего времени сделано 10 рейсов.
Полученный во время этих рейсов обширный гидробиологический материал, отчасти опубликованный, обрабатывается совместными усилиями Севастопольской Морской Обсерватории и Биологической Станции, со стороны которой принимали участие заведующий Станцией В. Никитин, научный сотрудник Н. Чигирин и приглашаемый для работ химик Крымского Университета П. Данильченко. В результате этих еще незаконченных работ все же выясняется возможность подойти к разрешению тех проблем в изучении Черного моря, которые были намечены Н. И. Андрусовым после экспедиции 1890/91 года. Так установлен годичный ход изменений в вертикальном распределении температуры, солености и плотности, получены количественные определения кислорода и сероводорода. Количественные определения вертикального распределения карбонатов и сульфатов позволили подойти к разрешению проблемы происхождения сероводорода в Черном море, как результата, главным образом, процессов восстановления сульфатов, протекающих при участии бактерий.
Данные экспедиции 1890/91 года об отсутствии в Черном море придонной жизни (кроме бактерий) ниже 100 саж. глубины в общем подтвердились многолетними позднейшими работами Севастопольской Станции; в особенности работами С. А.Зернова.
Во время текущих глубоководных исследований нами было сделано, правда, незначительное количество драгировок, но ни у берегов Крыма, ни у берегов Анатолии и Кавказа мы не находили живых экземпляров бентоса в илу, поднятом с глубин 200—225 м.
Относительно же нижней границы распространения планктона в Черном море до настоящих глубоководных работ не было почти никаких фактических данных, если не считать общего указания А. А. Остроумова и одного наблюдения, сделанного А. С. Зерновым. В указанных выше рейсах нами сделаны определения нижней границы распространения планктона на 61 станциях, обнимающих центральную и восточную части Черного моря.
Пограничная зона вертикального распространения планктона проходит в центральных частях моря, по глубинам 160—140 метров, поднимаясь в некоторых участках восточной части моря до 120—100 метров. В прибрежных частях моря эта граница опускается до глубин 200—175 метров. Полученные нами гидрологические данные показывают, что эта нижняя "граница жизни" в Черном море совпадает с той зоной, где количество кислорода приближается к нулю и появляется свободный сероводород. Повышение в прибрежных частях моря вертикальной циркуляции вод дает возможность более глубокому проникновению кислорода, в связи с чем и нижняя "граница жизни" опускается на большую глубину. Кроме того мы могли установить, что относительно богатая планктоном зона занимает только верхние слои моря до глубин 40—60 метров. Ниже планктон становится чрезвычайно скудным как в качественном, так и в количественном отношении. Эта граница, разделяющая планктон на две зоны, обусловлена, повидимому, резким падением количества кислорода, которое наблюдается на глубинах ниже 40—60 метров.
Таким образом систематические глубоководные исследования, начатые в 1923 году, приближают нас к разрешению тех проблем гидробиологического режима Черного моря, которые были поставлены более 30 лет тому назад.
Лабораторные работы Станции за последние годы чрезвычайно расширились: так в 1924 году, кроме научного персонала, на Станции работало 85 человек приезжих — цифра небывалая за все время ее существования. В это число входит 60 человек студентов различных ВУЗ'ов (групповые занятия по общему практикуму) и 25 человек специалистов. Надо отметить, что работы специалистов наряду с морфологическими, эмбриологическими и фаунистическимн все более уклоняются в сторону экспериментальных исследований. Так, за прошлый год можно указать на работы: 1) директора станции Н. В. Насонова — по регенерации у мшанок, 2) Я. Я. Луса — по регенерации у триклад в связи с вопросом полярности, 3) Ю. Фролова — по условным рефлексам у рыб, 4) Н. Хлопина — по воспалению у актиний и асцидий, 5) И. Стрельникова — по прижизненной окраске и др.
Развитие работ экспериментального характера вызвало необходимость устройства на Станции экспериментально-физиологического отделения, оборудование которого постепенно налаживается.
Из фаунистических работ прошлого года надо отметить нахождение нескольких новых видов и неописанных для Черного моря форм. Так в устье Черной реки были найдены:
1) Академиком Н. В. Насоновым новый вид мшанки, именно Arthropodaria Kowalewskii nov. sp. 2) Проф. А. А. Остроумовым — 2 новых вида гидроидов, из которых один — Moerisia inkermanica nov. sp. оказался чрезвычайно близким к Каспийской форме. 3) В. Никитиным — новый для Черного моря копепод — Calanipeda aquae dulcis Kriczagin — форма характерная для Каспийского и Азовского морей. Кроме того в пелагическом планктоне В. Никитиным был найден, не указанный до настоящего времени копепод — Oithona Similis Claus. 4) Л. И. Якубовой — среди старых сборов С. Д. Зернова, у берегов Анатолии, был найден новый для Черного моря представитель полихет, который определен ею, как Sternaspis scutata Krohn. 5) М. А. Галаджиевым — в районе Севастопольской бухты найдено несколько новых форм Infusoria. В связи с глубоководными экспедициями и гидробиологическими работами в районе Севастопольской бухты чувствовалась настоятельная потребность в устройстве гидрохимической лаборатории при Станции. В настоящее время ее устройство в общих чертах уже закончено, а получение из-за границы приборов, посуды и проч. даст возможность вполне оборудовать лабораторию.
В музее ведется работа по разработке, определению и монтировке коллекций, собранных за многолетние работы Станции.
По библиотеке Станции проводится работа по каталогизации отдельных книг и журнальных статей по отделам, с составлением специального карточного каталога, при чем до настоящего вревремени обработано 8.985 названий.
В аквариуме Станции, число посетителей за прошлый год превысило 8.500 человек, из них было более 5.000 экскурсантов, которым, по мере возможности, персоналом читались лекции и давались объяснения.
В связи с расширением деятельности Станции в последний год увеличены ее штаты, в которые, кроме директора, входят: заведующий Станцией, 5 научных сотрудников, библиотекарь, хранитель музея, делопроизводитель, механик, 2 рыбака, 2 служителя, моторист и матрос.
Указанные выше работы Станции проводятся и в текущем году, при чем все места в лабораториях Станции уже распределены.
Помимо срочных гидробиологических разрезов, текущим летом Станция принимает непосредственное участие в намеченной Главным Гидрографическим Управлением экспедиции в район Босфора и северо-западную часть моря.
Кроме того предполагается выполнить небольшую экспедицию вдоль берегов Крыма на судне Станции "Александр Ковалевский" и продолжать текущую работу в Севастопольской бухте.
Подводя итоги деятельности Севастопольской Станции за все время ее существования, едва-ли будет преувеличением сказать, что Станция является крупным научно-исследовательским учреждением, из лабораторий которой вышли сотни печатных работ, возглавляемых именами академиков А. О. Ковалевского и В. В. Заленского, а нашими знаниями о природе Черного моря мы по преимуществу обязаны ее исследовательским работам.