Под этим заглавием в 1921 году появилась книга немецкого орнитолога Лукануса, директора Розиттенской Станции для наблюдений за птичьими перелетами. Хотя труд Лукануса и не разрешает, вопреки своему заглавию, большинства загадочных пунктов птичьего перелета, однако в нем есть немало новых данных, освещающих это в высшей степени любопытное явление в жизни наших птиц.
В последнее время точность исследования перелетов сильно повысилась благодаря широко применяемому в Западной Европе методу кольцевания птиц. На ноги пойманных живых птиц надевают металлические тонкие колечки с известными обозначениями и снова выпускают птиц на волю. Вместе с тем публика широко оповещается о ведущихся опытах с просьбой сообщать о всех пойманных или убитых окольцованных птицах и указывать номер, находящийся на колечке. Таким образом, зная время и место, где птица была выпущена и где добыта вновь, мы получаем понятие о пути проделанном птицей за истекшее время. На различных станциях Зап. Европы произведено за последний десяток лет несколько сот тысяч кольцеваний, уже принесших важные результаты для изучения перелетов. Крайне желательно было бы учреждение хотя одной подобной станции в России, тем более, что удобные места для наблюдения перелета имеются совсем по близости от больших культурных центров, например, под Петроградом на берегу Финского залива.
Из большого обилия приводимых Луканусом фактов, выхватим только некоторые, наиболее яркие.
Новые исследовавия выясняют отсутствие резкого принципиального различия между кочующими и перелетными птицами. Вместе с тем многие птицы, которых принято считать оседлыми, проделывают ежегодно далекие переселения. Так, вороньи стаи, проводящие зиму в Петроградской губернии, состоят не из тех особей, которые были у нас летом, а из индивидов спустившихся к Петрограду с крайнего севера. Наши же вороны на зиму спускаются далее на юг.
Очень любопытный факт подмечен по отношению к перелету аистов. Все аисты, живущие на восток от Везера, летят по восточному пути, через Балканы. Напротив того, аисты, живущие тотчас же за Везером, изменяют направление своего перелетного пути, направляясь в теплые страны вдоль берегов Франции и Испании. Повидимому восточный путь совпадает с путем распространения аиста с востока в Европу и является стародавним путем заселивших Европу пернатых колонистов. Западный путь следует считать новоприобретением, появившимся у аистов, которые так далеко пробрались на запад, что ежегодный полет на юг восточным путем стал для них невыполнимым по своей большой длине.
В настоящее время окончательно решенным можно считать вопрос о высоте перелета и скорости, с которою он совершается. Вплоть до последнего десятилетия господствовало мнение, поддерживавшееся такими знатоками перелета, как гельголандский орнитолог Гетке, что птицы совершают свои перелеты на очень большой высоте, сплошь и рядом на высоте в несколько верст над поверхностью земли. Новые опыты, проделанные при помощи аэропланов и дирижаблей, категорически опровергают это мнение. Так, Гетке утверждает, что видел как ястребы летят на высоте в 4—5 километров, между тем как оказывается, что чучело ястреба, подвешенное к воздушному кораблю, уже на высоте в 1000 метров исчезает из глаз самого дальнозоркого наблюдателя. Таким же способом опровергаются и другие показания о необычайной высоте, достигаемой птицами при перелетах. Да оно и a priori мало вероятно, чтобы птицы избирали для своего пути студеные верхние слои атмосферы.
Столь мифической оказалась и приписывавшаяся многим птицам невероятная быстрота полета. Некоторые из более старых опытов, по которым ласточка, возвращавшаяся к своему гнезду, в 1 час с четвертью сделала путь в 300 километров, в настоящее время оспариваются, ибо примененный для опыта экземпляр не был ничем отмечен, а в его гнездо во время отсутствия матери могла наведаться другая ласточка, которая и послужила источником ошибки. Напротив того, целый ряд новых экспериментов, произведенных над окольцованными птицами, говорит за то, что максимальная скорость полета птиц равна нескольким десяткам верст в час.
Много споров вызывал в свое время вопрос о том, летят ли птицы на юг исключительно по определенным "птичьим путям", или же, как думал Гетке, в общем направляются в теплые страны "широким фронтом". Как можно думать по новым данным, оба эти мнения имеют под собою основание, ибо помимо прочных, проторенных "птичьих путей", ширина которых измеряется сотнею или двумя сотнями километров, многие птицы действительно берут осенью направление прямо на юг, отчего получается для птиц данного вида широкий фронт перелета. Особенно часто этот тип перелета встречается у таких птиц, у которых подросшая за лето молодежь отваживается в путь одна, не руководствуясь опытом более старых своих собратьев.
В русской литературе имеются сведения о перелетах птиц отчасти у Кобельта, в его "Географическом распространении животных", далее в переведенной с немецкого книге Дункера о перелете птиц. Однако было бы очень полезно дать хотя бы несколько сокращенный перевод книги Лукануса, в которой мы находим так много новых и ценных сведений.
Проф. В. Догель.