"Природа", №1-6, 1923 год, стр. 102-104

Последние известия об экспедиции капитана Роальда Амундсена к северному полюсу.

В течение ряда лет Роальд Амундсен систематически готовился к арктической экспедиции, целью которой было достижение северного полюса посредством дрейфа во льдах. Прежде чем приступить к осуществлению этой смелой проблемы, Амундсен разрешил проблему северо-западного прохода, т. е. прохода вдоль северных берегов Америки из Атлантического океана в Тихий1), затем открыл южный полюс2) и, наконец, прошел северо-восточным путем к берегам Аляски3) с тем, чтобы в дальнейшем устремить всю свою энергию на достижение крайних широт севера.

Составляя проект своего путешествия к полюсу, Р. Амундсен решил использовать как средство передвижения не полярных собак, подобно Р. Пири, или пассивный дрейф во льдах, подобно неудавшемуся опыту Ф. Нансена, а решил на ряду с дрейфом судна "Мод" прибегнуть к помощи аэроплана, чтобы избегнуть возможное отклонение от намеченного пути к полюсу.

17—VIII—22 г. экспедиционное судно "Мод" вошло в лед и 22—VIII—22 г., вмерзнув, начало пассивно продвигаться к северу. Из последнего радио, полученного 6 марта настоящего года, видно, что "Мод" находится на широте 74°30' с. ш. и 170°80' в. д. от Гринвича. Предыдущее сведение с "Мод" было получено 14—XII—22 г., когда судно находилось на широте 73°25’ с. ш. и 173° в. д. За период около 4-х месяцев оно продвинулось на 99 километров к северу. Таким образом в последнее время дрейф совершается с меньшей скоростью, чем осенью прошлого года. В 1893 году приблизительно в то же время года и на той же широте "Фрам" прошел 103 километра, в зоне западнее Ново-Сибирских островов, в то время, как направление дрейфа "Мод" вполне совпадает с направлением дрейфа "Жаннетты" в 1881 году. Продолжится ли течение на северо-запад без отклонения, соединится лн под 80° с. ш. с течением, которое в 1893 году было установлено Нансеном, или же оно пойдет по северному направлению, подобно предполагаемому пути погибшей во льдах "Жаннетты", предстоит решить судну "Мод", экипаж которой, как сообщает радио, находится в полном здравии. 6 марта текущего года температура воздуха была на вышеуказанной широте -35°С. при слабом восточном ветре.

Для осуществления перелета на аэроплане к полюсу Р. Амундсен построил базу на северном берегу Аляски у Уэнрайта, откуда он намерен в июне текущего года подняться вместе с Омдалем с тем, чтобы снизиться у северного полюса, определить его точно астрономически, оттуда совершить перелет на Шпицберген, т. е. сделать перелет в северном направлении около 2000 километров и обратно — 1000 километров над ледяной поверхностью океана.

По сообщению "Aftenposten" 8 марта с. г., Амундсен находился в Номе для проверки своих хронометров.

И. В. Виттенбург.


1) Roald Amundsen. Nordvästpassagen. Stockholm. 1908.

2) Roald Amundsen. Sydpolen. Kristiania. 1912.

3) Roalb Amundsen. Nordostpassagen. Kristiania. 1921.


Hosted by uCoz