Передатчик 87RA установлен в радиовагоне Допрофсожа Мурм. ж. д. № 3328 — в августе 1928 г. Схема — Hartley р. р. input 100/200 вольт d. c., 6/12 ватт, QRN — 10—50 м. Лампы УТ-1, питание — аккумуляторы. Антенна «Цеппелин», высота (фидер) 2½ м до 6 м, последнее при пользовании на стоянке выдвижными мачтами, горизонтальная часть антенны от 6 до 10 м. Связь передатчика с антенной индуктивная, катушка связи сменная от 1 до 5 витков. Катушка генератора жесткая с одной эбонитовой планкой. Весь монтаж произведен прочно, частью на мраморной (горизонтальной), частью на деревянной (вертикальной) панелях. Приемник 0-V-2 Shnell. Работа за все время, т.е. с 23 августа по настоящее время (4 месяца), в основном велась в двух направлениях: работа на ходу поезда и на стоянке.
Вагон совершает рейсы от Ленинграда до Мурманска на протяжении 1 455 км, и на всем этом протяжении, на ходу, на стоянке, в разное время дня и ночи, при всякой WX можно было услышать в эфире CQ de Xeu 87RA.
По приему работа велась систематически. Наибольшее количество принятых за рабочий день станций 56. Рекордсменского уклона в отношении QSO не придерживались (чего нельзя сказать про некоторые наши ag es eu—передатчики). Около месяца заняли эксперименты с всевозможными типами антенн, применимыми в вагонных условиях, но самые лучшие результаты получились при «Цеппелине», на котором я работаю уже 3 месяца. Результаты работы при приведенных данных таковы: по eu от R-2 до R-9 по as R-3 (Иркутск) до R-6. (Томск) 36Ra, 69Ra, 72Ra, (Новосибирск R-5). По au от R-2 до R-5 по ag от R-2 до R-6 по all E от R-3 до R-9; из dx En-R-5, El-R-5 на север Pgo R-4.
Из сведений о работе на ходу поезда имею порой весьма неожиданные на QRH — 18 м, 43RW — Киев (QSO) — R-5, RK-702, R-2 на перегоне Белое море—Кандалакша QRB от Ленинграда 1 170 км. Ewaj (QSO) R-5; 63RW (QSO) R-2 в районе Петрозаводска.
Антенна на время хода поезда натянута чрезвычайно жестко, но катушка (5 витков) связи с антенной, от тряски часто меняет связь с контуром. Прием прекрасный на стоянке, во время хода сильно загрязняется. С микрофонным эффектом я справился путем тщательной амортизации, как детекторной лампы, так и всего приемника в целом, во все прочие помехи не исчезали. Земля дана к рельсам через ходовые части вагона и на стыках, в особенности треск R-8.
Прием без земли улучшается, немногим теряя в QRK. Dx—прием свыше 2 000 км на ходу поезда мне не удавалось, кроме Ag 67RA, на таком расстоянии никого не слышал.
Во время работы удалось наблюдать интересное явление — появление треска в момент обволакивания антенны дымом паровоза. Так как вагон обычно следует в голове состава, это явление давало себя чувствовать очень часто (на этот счет можно отнести десятка два неудавшихся QSO). При выезде из Ленинграда я условился, что буду работать, т. е. и передавать и слушать, но до ст. Петрозаводск (405 км) ни я ленинградцев, ни они меня не слыхали, как будто нас в эфире и не существовало.
Прием на всей линии до Мурманска прекрасный. Дальше, ввиду увеличения QRB постепенно к северу, начинают исчезать QRP передатчики, и теряют 1—2 балла хорошо слышимые. Провал слышимости на участке — Ленинград—Петрозаводск, был замечен Киселевым (23RB) еще прошлым летом, в петрозаводском же эфире ленинградцы водятся в достаточном количестве. Возможно, что это вызвано было какими-либо скоро проходящими явлениями, во всяком случае это необходимо точно проверить, так как в это же время прием all Е до R-7. Севернее Петрозаводска до Мурманска держал уверенную связь с ленинградцами Eu 8RW (Васильевым) и 23RB (Киселевым) экспериментов. Самая северная связь была с 23RB—3ax из Мурманска.
В отношении работы с лампами УТ-1 скажу, по горькому опыту, что довольно устойчивые на стационарных установках, на ходу поезда они очень чувствительны к толчкам, особенно на стрелках.
Из наиболее слышимых здесь: Eu 8RW, 23RB—3ax, Pgo, 93Ra, 88Ra—3ao; 2du, 3ag, 3am, eu 2bo, 97rb, 2ac, 2dq, 2bi; из as — 36ra, 72ra; из au — 8aa; из ag — 7aa, 7as, rb14, 3rw.
Подведу итог сказанному. За время работы имел 146 QSO; отправлено QSL 630 шт. Получено за этот же срок 142 шт.
Ор. XEU 3an (87RA)
П. Кондратьев