В эту зиму в феврале над Западной Европой пронеслась волна невероятных холодов, сковавших льдом все Балтийское море от Финского залива до Северного моря. Это случилось так неожиданно, что пароходы, находившиеся в пути, не успели укрыться в гаванях, и замерзли в Датских проливах, Кильском канале у острова Баригольм и т. д. Слабосильные ледоколы Дании и Швеции, работавшие обычно в легком льду, попав в тяжелый лед — потерпели аварию и вышли из строя. Советские мощные ледоколы «Ермак», «Ленин», «Трувор», проводив в море в начале февраля последний караван из Ленинграда, вернулись в порт и приступили к текущему ремонту машин, готовясь выйти в море лишь в апреле—мае сего года.
В конце февраля были вызваны на помощь пароходам, застрявшим в Кильском канале ледоколы «Ермак» и «Трувор». Пройдя Ревель, они, имея лишь длинноволновые радиостанции (600—800 м), не могли связаться с Ленинградом и все телеграммы должны были посылать через германские береговые радиостанции.
В начале марта с. г. был затребован Датским и Шведскими правительствами ледокол «Ленин» для работ по освобождению из льдов больше 150 пароходов в Датских проливах и портах.
6 марта «Ленин» снялся из Ленинграда в Шведский порт Карлскрона. Бывший со мной в описанном уже мною, походе на ледоколе «Трувор» (XEu RCZ) передатчик был разобран для переконструирования, т. е. уничтожения дефектов, обнаруженных во время qso на ледоколе, поэтому пришлось срочно его вновь собрать, потратив на это сутки. Кроме того нужно было установить передатчик на место, устроить питание ему и приемнику, а также рассчитать и подвесить антенну, сделать ввод, разобрав для этого вентилятор в радиорубке ледокола. Морозы к этому времени достигали —34° R (hi) и возиться с антенной около металлических частей труб и мачт было более чем неприятно. Наконец, все было устроено — в антенне обнаружился ток и на первое «cq» ответил англичанин, сказав что qrk Р6—7 vy stdi, Tone fbcw. Поговорив с ним с полчаса, ушел в свою каюту спать, т. к. сильно устал, забыв записать его позывной (обычно я веду все qso «наизусть» не записывая, регистрируя все потом).
Цель установки была коммерческая, а именно связь на коротких волнах с радиостанцией Лен. торг. порта «РДВ», для чего там мною был установлен мой старый коротковолновый приемник «RK—40», работавший все время без перебоев, хотя обслуживали его длинноволновики-специалисты.
В обычных условиях, по ночам, станцию «РДВ» (600—800 м) слышно хорошо даже в Англии, но к моменту нашего подхода к берегам Швеции и Дании, здесь на этом диапазоне стоял такой «тарарам», что при всем желании услышать РДВ, мы не могли. Все пароходы были в бедственном положении, у иных не было угля и пресной воды, поэтому все наперебой старались поскорее связаться с нами, узнать о времени нашего подхода к ним, плане работ и т. п.
Отделаться от этих беспокойных корреспондентов можно было лишь перейдя на двухстороннюю коротковолновую связь.
Но с кем свяжешься? Все наши ham's кроме «ur sigs grk» ничего принять толком не могут (в тысячный раз повторяю, что мы на этом далеко не уедем, ведь в военное время придется работать шифром, а это куда труднее, чем русский язык). Кроме «знаменитых» au 1ac, 7aa, eu 2du qso вести не с кем. Слышал их хорошо, но они меня не устраивали, т. к. были далеко от Ленинграда и Москвы. С Хионаки имел несколько раз qso передавал и принимал радиограммы, но это все не то, что мне нужно было.
Наконец, поймал толкового человека и он оказался, конечно, тов. Кругловым eu 2bv. Станция его работает прекрасно, принимает он отлично, так что через неделю после выхода у меня было надежное qso с Москвой. Через него мною было послано много msg в Ленинград и Москву и др. города. Пользуясь случаем, выражаю свою благодарность и признательность тов. Круглову, выручившему меня из «беды». (Были msg по двести слов.) С своей стороны предлагаю C.S.K.W. обязать все коллективные радиостанции ежедневно передавать в течение одного—двух часов прессу на русском языке, хотя бы из газет (для практики наших ham's в приеме).
Вся информация для газет о нашей работе во льдах была передана в срок через коротковолновую рацию: это уже достижение на «нашем фронте» (hi).
Кроме того, капитан Ленинградского порта все время знал о ходе наших работ, т. к. мой старый «RK 40» работал исправно.
С заграничными om's я работал лишь для определения «дальнобойности» передатчика. Dx на юг, юго-восток были Алжир R—7—9, Ницца R—7—8, Баку, Тифлис R—6, по Германии, Франции, Бельгии тоже qrk qsa, но это все между прочим, а главное было qso с eu 2bv и Ленинградом eu3 kac, но, к сожалению, там были плохие операторы, поэтому и вышло «vy bad».
Теперь данные радиостанции:
Передатчик: схема Hartley 30—70 wtts, лампа ГТ5, накал аккумуляторами, анод мотор-генератором «ОП.02» 600—1 000 пер./сек. 500—1 000 V, через трансформатор, который, как всякие изделия «Слабого Треста» горел и перематывался n'ое количество раз.
Приемник: Schnell 0—V—2 (fbl).
Антенна: Zeppelin фидера по 10 mt + 20 mt.
Волна: 41,5—42 (abt).
Станция собрана очень компактно в одном ящике (дубовый). В закрытом ящике помещаются: передатчик, приемник, телефоны, лампы и антенна.
eu 3ag (Экштейн).