Наткнувшись на вопрос о питании передвижек и разрешая его в смысле наибольшей надежности работы, а главное, вне зависимости от места пребывания передвижек, как то: близость от зарядной базы или магазина с сухими батареями, я встретился с возможностью хорошего приспособления имеющихся как в продаже, так и на базовых складах «Совкино», как в годном, так я негодном виде (что часто бывает лучше) — магнито-электрических машинок с ручным приводом на 40—50 в. Примерные данные их следующие: вертят машинку 1—2 человека со скоростью 40 оборотов в минуту. Магнитное поле дают постоянные магниты. Получается переменный ток порядка 60—75 периодов в секунду. На якоре имеется обмотка на 12 в. При ее переделке поступаем следующим образом: сматываем имеющуюся проволоку с якоря, сосчитав количество витков. Затем берем соответствующую проволоку и мотаем половинное количество витков и припаиваем ее к тому мосту, где был конец 12 в. обмотки — контактному концу — центру. Убавив число витков в два раза, мы вместо 12 в. получим 6 в. От конца этой обмотки берем начало второй — высоковольтной, которая мотается из проволоки 0,18—0,2 ПБО, она свободно умещается, давая возможность намотать до 300—350 в. Напряжение возрастет пропорционально числу витков проволоки. Конец обмотки выводится на контактное кольцо концентричное контактной «кнопочке» низкого напряжения. Кольцо должно быть хорошо изолировано от массы машинки и от контактной «кнопочки», по которой, так же как и по кольцу, скользят контактные щетки. Все контакты необходимо пропаять, а обмотки прошеллачить, не жалея лаку, так как на скорости около четырех тысяч оборотов нешеллаченная или плохо шеллаченная проволока может оборваться. В результате такой простой переделки, затратить на которую придется всего 5—6 часов, мы получим хорошо работающую динамо, которая даст возможность ехать хоть на полюс.
Выходы тока у машинки: масса и контактная кнопочка — 6 в., а масса и контактное кольцо — 300 в., ток получается немного лучше АС. Трудность вначале — равномерное вращение.
Кроме электро-переделки, приходится немного еще перестроить «картер», где помещается зубчатая передача, в масле. Нужно положить хорошие прокладки, чтобы масло при наклонах и тряске не выливалось. Кроме того, ключ Морзе желательно включить так, чтобы он при размыкании цепи высокого напряжения генератора включал сопротивление, равное сопротивлению ламп, что заставит машину работать все время под нагрузкой и избавит передачу от плачущего тона, происходящего оттого, что с изменением нагрузки меняются и обороты машины, а следовательно и напряжение и волна.
Ю. В. Денисов.