В июне 1929 года ЛСКВ окончательно пришла к соглашению с Совторгфлотом о проведении опытов связи на коротких волнах между судами, находящимися в рейсе, с базой их отправления — с Ленинградом.
Коротковолновые радиостанции были установлены на судах черноморской линии на п/х «Курск» и «Красный Профинтерн». Оператором на п/х «Курск» был выделен автор этой статьи.
11 июля 1929 г. пароход «Курск» вышел из Ленинграда, имея направление на Штетин (Германия). Задание, которое было мне дано, заключалось в следующем: установить, возможна ли связь на коротких волнах во все время пути парохода из Ленинграда до Черного моря и: а) необходимую для этого мощность станции; б) тип станции и ее конструктивное выполнение; в) найти наилучший тип и источник питания, наиболее приемлемый и надежный в судовых условиях; г) тип приемника и его конструктивное выполнение; д) и последнее — это излучающее устройство — тип антенн, пригодный в судовых условиях.
Ознакомив вас с теми условиями и заданиями, которые были мне поручены, я остановлюсь отдельно на всех тех деталях, с которыми мве пришлось вести свою работу.
Прежде всего я остановлюсь на этом, во всех условиях, как Х’ов, так и стационарных станциях, наиболее трудном и сложном вопросе. Как известно, на каждом пароходе имеется судовая динамо-машина постоянного тока на напряжение от 100 до 120 вольт. Так как моя станция работала на лампах требующих на анод около 1 500 вольт, то, следовательно, этот источник использовать было нельзя.
На всех судах стоят длинноволновые радиоустановки. Вот эти еще в большинстве искровые звучащие станции питаются от 500—1 000 периодных машин напряжением (в зависимости от машины) от 30 до 22 вольт. Вот этим-то типом машин я и воспользовался для питания своей станции. На тех судах последней постройки, где стоят тональные передатчики мощностью в 0,5 кв., вопрос разрешится очень легко — сделать только колебательный контур, поставить такие же лампы и два рубильника перекидки, которыми и переводить питание с длинноволновой на коротковолновую станцию; на искровых же станциях — повышающий трансформатор увеличивает напряжение до 8 000 вольт, а отсутствие мощных, требующих такого напряжения, ламп не позволяет его использовать.
Пришлось выходить из положения тем, что делать специальные трансформаторы на 1 500 и 11 вольт. Таким образом, я разрешил вопрос о питании своего передатчика наиболее дешево и удобно.
Теперь я остановлюсь на своем передатчике.
Схема (рис. 1), как вы видите, обычная. Обычный Гартлей, две лампы в параллель. Отдельно опишу детали станции. Лампы типа Г—Т—5 с танталовым анодом, показавшие себя в работе идеально, говорить об них не приходится, это единственное, что в этом пределе мощности (до 100 ватт) сможет удовлетворить любого коротковолновика.
Катушка контура 12 витков. Конденсатор емкостью около 300 см. Дроссель сделан по описанию т. Бримана (CQSKW за 1929 г., лучшее, что есть в дросселях).
Приборы следующие: амперметр антенны до 3 ампер. М/А анода — 300 м/а, вольтметр накала и амперметр накала. Ключ включается или в цепь анода или по искрогасящей схеме, в первом случае приходилось шунтировать ключ емкостью последовательно с сопротивлением для уничтожения искры, но достичь целиком цели этим не удалось. На рис. 2 и 3 хорошо видно расположение всех деталей передатчика.
Теперь я остановлюсь на том приемнике, с которым я работал. Приемник, к сожалению, был 0—У—2, а не 1—У—2, обычный Рейнарц. К нему отдельно усилитель низкой частоты. Я пробовал работать на 1, 2 и 3 лампах низкой частоты, но лучшие результаты в смысле соотношения QRMM и QRK станции получились при 2 каскадах на трансформаторах. Дальше я объясню эти QRMM. Прием производился либо на обычную длинноволновую антенну, либо на коротковолновую. Так как во избежание несчастных случаев всю аппаратуру приходилось крепко крепить к стене или столу радиорубки, то амортизацию приходилось делать как можно лучше, более надежной и устанавливать так, чтобы непосредственного касания ящика приемника со столом не было; причины этого следующие: во-первых — механические. Во время работы судовой главной машины происходит сотрясение корпуса и в моменты, в которые получается резонанс с корпусом, это дрожание бывает довольно большим. Другой вид механических QRMM — это когда во время качки винт вылетает из воды, машина удваивает свои обороты. При опускании винт стучит о воду, и происходит еще большее трясение всего корпуса. Третий вид — когда осадка мала и не весь винт под водой; от хлопанья по воде даже и в спокойную погоду есть сотрясения.
Теперь становится понятным, почему все нужно делать очень крепко, надежно и массивно. Если у вас будут жиденькие катушки, то они, изменяя свое положение, будут менять и волну. Конденсатор без хорошего верньера будет сам менять емкость, а зная, что приемные условия на коротких волнах хуже, нежели на длинных, вам станет ясна необходимость амортизации не только от звона ламп, но до некоторой степени «спасать» и весь приемник.
Кроме таких чисто механических QRMM, не всегда бывающих в сильной степени, есть еще QRMM и чисто электрического свойства. Первым их источником является судовая динамо, работающая круглые сутки. Кроме того, трески создают, как главная машина, так и все вспомогательные механизмы. Вот все эти QRMM не так чувствительны при длинных волнах, гораздо сильнее чувствуются на коротких и осложняют работу.
Вот то, что являлось наиболее сложным, дало, казалось, бы странные результаты.
Вернусь немного назад и напомню вам о пароходе «Ленин» и о хороших результатах его работы.
И основываясь на его тактике, я решил испытать еще раз тот тип антенны, так называемый «Цеппелин».
На рис. 4 показано расположение антенны на пароходе «Курск». Теперь я обосную те преимущества, которые имеет «Цеппелин» перед другими антеннами в судовых условиях, и потом скажу, почему от него, такой совершенной антенны, придется почти категорически отказаться.
Радиорубка находится среди всяких металлических предметов — самого железного корпуса, да и рубка очень часто бывает тоже железная. Следовательно, нижняя часть антенны находится в тяжелых условиях для ее излучения. Как добиться уничтожения этого явления? Ответ, казалось бы, очень прост: сделать фидер, поставить излучающую часть в нормальные условия, и все в порядке, тем более, что т. Экштейн проводил свою работу на этих же типах антенн. Все казалось бы хорошо, но еще одно хорошее свойство работы этих антенн в нормальных условиях оказалось для нас более чем неприемлемым, как выяснилось это на практике. Как известно, антенны типа «Цеппелин» излучают в эфир под каким-то углом; этот угол зависит от порядка гармоники, а также и от положения антенны по отношению к земле или к водной поверхности. Пучок излучения будет выходить под определенным углом, и если одно из условий будет меняться, то будет в лучшем случае Vy QSS, а то и QSSS.
На рис. 5 показан путь п/х «Курск», по которому вы сможете видеть, что QRB менялось от нескольких километров до нескольких тысяч, следовательно антенна, стреляющая узким пучком, не смогла давать все время слышимость в одном пункте. И еще один недостаток: раз хорошо настроенная, она сможет давать все только для одной длины волны, и для каждого другого диапазона нужно ставить другую антенну, что почти невозможно. В то же время настройка антенны Маркони, во-первых, проще и сможет обслужить несколько диапазонов, и вы сможете немного изменить QPH, если на вас кто-нибудь сядет. Все это доказывается рядом опытов, сообщением корреспондентов и QSE.
Для того, чтобы получить лучшие карты слышимости станции, я просил на страницах «CQSKW» прислать сводки и QSL, за что будут фото. Но за 4½ месяца работы по 5—6 часов я получил только 30 QSL. Явление более чем ненормальное.
Я хочу немного поделиться с вами о том, что делается в эфире и какие слышны dx’ы.
В Немецком море, Английском канале европейцы кишат. В Атлантике и Средиземном море слышен буквально весь мир (июль 1929 г.) и станции eu редкие гости. Американцы доходят до Р8—9. Их — кучи... Но уже при приближении к Черному морю dx’ы уходят, Европы меньше и меньше и все больше eu.
На обратном пути — та же картина, только не было такого ужасающего количества dx’oв.
Интересно отметить, что один алжирец (когда я был около Алжира) сообщил мне, что my QRK R9, спросил QRA, и долго не верил и удивлялся. Вообще все ОМ’ы просят сразу же фото и QSL Х'а.
Кончая, я хочу подвести итоги и дать ответ на то, что нужно было узнать. Мощность больше 150 ватт излишня. Иногда довольно 20—30 ватт. Конструкция крепкая, компактная. Питание от альтернатора через трансформаторы — это наиболее дешевая вещь. Приемник 0—У—2 более чем основательной конструкции. Все должно быть основательно амортизовано и прикреплено. Антенна «Цеппелин», как выяснилось, не годится, об антеннах Маркони напишет 3bo. Небольшие еще опыты с антенной, и все будет ясно.
На весь путь из Ленинграда в Черное море и обратно ушло 116 дней, из них 60 дней ушли на стоянки в портах и 56 дней в море. Так как в портах работают лебедки, то станции приходилось молчать, исключая свободные дни.
Сумма рабочих дней станции 71 день, из них 54 дня была связь и были слышны советские станции, т. е. 76%.
За весь рейс было передано и принято 78 телеграмм на 1581 слово. Кто еще слышал «X» eu 3be и не послал QSL Vy pse fr QSL es foto.
К. Васильев