Прошедшим летом Бийская СКВ провела опыты двухсторонней связи пассажирского парохода с береговыми пунктами реки Оби, по маршруту Бийск — Томск и обратно.
В качестве установки была использована «маневренная» передвижка-чемодан. Питание передатчика производилось от трех 80-вольтовых аккумуляторов, включенных последовательно с судовой электросетью, и одного 4-вольтового аккумулятора в 60 а/ч, включенного буферно в сеть через экономическую лампочку в 150 ватт. Таким образом электросеть удавалось одновременно использовать для питания анодов и накала передатчика (см. рис.). Антенны применялись простая Г-образная и «Цеппелин», причем каких-либо преимуществ последней заметить не удалось (вероятно потому, что наблюдения велись при QRB не более 300 км).
В отношении приема дело вначале обстояло very bad. Трески в телефоне приемника заглушали даже наступление генерации. Удовлетворительного приема удалось добиться только при работе приемника на одну антенну без земли (читай: воды) и после того, как между сухими батареями и полом была проложена материя.
В небольшой степени повлияла на уменьшение тресков замена проволочных оттяжек антенны веревочными. Интересно отметить, что обволакивание антенны дымом парохода никаких тресков в прием не вносило. Зато пришлось наблюдать другое, довольно интересное явление, — в момент свистка парохода в антенном конденсаторе приемника получалось сильное искрообразование; оказалось, что при вылетании пара из пароходной сирены, проходящий рядом ввод антенны сильно электризовывался, давая в конденсаторе искру в 5 мм.
За все время рейса удавалось поддерживать связь со всеми контрольными пунктами, что именно и было главной целью поездки. Кроме этого, удалось иметь ряд QSO с другими пунктами, из них нужно отметить QSO с CDKA, RKX (Дудинка), RAAK (пароход Петровский на Енисее), XAU 8SAZ. А однажды, вечером, удалось принять сигнал бедствия — кто-то довольно быстро давал «SOS SOS de ROC, кто слышит — отвечайте». Сразу же удалось связаться; оказалось — село Александровское, вокруг которого горела тайга, угрожая селу.
Еще нужно отметить траффик, давший ценные результаты, проведенный с Каменской рацией НКПиТ с целью выяснить наступление мертвой зоны на различных диапазонах.
Во время рейса производились и опыты с fone, но не совсем удачно благодаря плохому модуляционному устройству.
В общем рейс показал полную возможность применения коротковолновиковой радиосвязи на пароходах речного плавания и дал Бийской СКВ богатый опыт в работе с «иксами».
Op. XAU 1KAH — В. Соломин