"RA-QSO-RK", №9, сентябрь 1928 год, стр. 87 (приложение к "Радио Всем", №17)

XEU=33RA.

Ульяновским губ. ОДР и УСКВ была оборудована каютка на пароходе "Правда". В ней было установлено два приемника (коротковолновый и на длинные волны) и передатчик EU 33RA. Все это имело целью исследовать слышимость на участке Ульяновск—Самара — 240 км. Также имелось целью поддерживать регулярную связь с Ульяновским стоваттным (100 в.) передатчиком EU=USKW — 37 м. На коротковолновых устройствах работали операторы EU RK31 и EU 33RA. Вот результаты:

От Ульяновска регулярная связь на волнах — 37 и 48,5 м на 68 км до пристани Белый Яр (также хорошо слышен и RA51 — 480 м) и некоторые коротковолновые R1—R2 — разобрать невозможно, принимая во внимание шум динамомашины. Далее, от Белого Яра до Ставрополя от 68 до 138 км вся слышимость пропадает, на коротких волнах никого не слышно. RA51, несмотря на его регулярную работу, молчит; даже "Коминтерн" слышен на R1—R0.

Как только отошли от Ставрополя, много появилось коротковолновых, очень громко AS 35RA, 68RA, 61RA, 4RB, 1RB, 84RA, 39RA и и другие; появился и "Коминтерн".. и это в самых-то массивах Жигулевских гор... и так до Самары слышимость хорошая. Отходя из Самары слышны все станции хорошо. В Жигулях слышимость хорошая, но стоило дойти до Ставрополя (138 км от Ульяновска), как все станции как "рукой сняло", ни одной. Так до Белого Яра. В Белом Яру опять удалось связаться с Ульяновском на волнах 37—50—480 м. Громкость R4—9.

Ульяновцы-любители этим явлением — мертвой зоной — очень заинтересовались. Вопервых, странно, что два раза, при поездке туда и обратно, такое "совпадение", затем при опросе радиолюбителей с пароходных установок эти данные подтвердились — на всех волнах Белый Яр—Ставрополь — зона молчания.

Интересно было бы подробней заняться этой зоной? Что здесь? Массивы металла или еще что? Почему здесь, с хорошим рельефом не слышно, а в Жигулях, в горной местности, слышимость хорошая?


Hosted by uCoz