Практическое использование коротковолновой радиолюбительской связи для самых ответственных целей (связь с экспедициями) придает особую важность задаче подготовки новых кадров квалифицированных коротковолновиков.
Основной актив — наши ветераны RA — разбросан по всей территории СССР и даже за границей, участвуя в различных экспедициях, и если бы сейчас потребовалось более или менее значительное число хороших операторов для проведения тех или иных работ — ЦСКВ столкнулось бы со значительными трудностями в их подборе.
Расход квалифицированных коротковолновых сил превышает приход — и это, несмотря на громадный количественный рост коротковолновых приемников и передатчиков в стране.
Другими словами — рост качественный отстает от роста количественного.
Вот в чем заключается основная детская болезнь нашего молодого коротковолнового любительства. Главная беда заключается в недостаточном внимании к изучению азбуки Морзе не только со стороны отдельных любителей, но и со стороны кружков и секций.
Считают часто, что изучение азбуки Морзе является второстепенным делом по сравнению с изучением техники коротковолнового дела.
Между тем, необходимо твердо уяснить, что без знания азбуки Морзе немыслима никакая техническая работа в области коротких волн, что экспериментирование в этом случае, без наличия действительной связи по эфиру, является в большинстве случаев никому ненужной забавой и что каждый коротковолновик должен быть не только экспериментатором, но и надежной точкой связи.
Между тем, для изучения Морзе нужно только одно — достаточно сильное желание.
Два коротковолновика, по очереди передавая друг другу, могут изучить азбуку не хуже, чем в кружке.
Так и учились первые RA и RK.
Обычные отговорки, что, мол, негде учиться, нет ключей, зуммеров, и т. д., свидетельствуют лишь о том, что над этим вопросом недостаточно задумываются.
У всех коротковолновиков есть ламповый приемник. Его можно разными способами заставить генерировать низкую частоту, ключ можно сделать из дерева или просто из металлической полоски, наконец, оперировать можно и на кнопке от звонка — и все же азбуку Морзе изучить и знать, не ожидая, как манны небесной, пока научат сверху.
Переход RK в RA только в том случае имеет оправдание, если он за время своей работы на приемнике сделался хорошим оператором.
Плохой оператор — плохой коротковолновик.
Изучение языка радио — азбуки Морзе основная задача молодых коротковолновиков.
Вместе с тем следует обратить внимание уже опытных коротковолновиков на возможность перехода к более сложной работе — экспериментированию радиотелефоном.
Удачные опыты отдельных любителей в этом направлении, развитие коротковолнового радиовещания — все это делает задачу перехода на телефон очередной для квалифицированного коротковолновика.
Будем надеяться, что число хороших любительских fone'ов будет расти таким же темпом, к какому мы привыкли в отношении советского коротковолнового любительства.
И, наконец, еще одна область — ультра-короткие волны — должна привлечь внимание коротковолновиков на ближайший период.
Помещенная в этом номере статья говорит о тех богатейших возможностях, которые обещает использование ультра-коротких волн.
В этой области открывается громадное поле деятельности для экспериментаторов. Итак — eu, as и ag oms, за углубленную зимнюю работу, готовьтесь к летним боевым заданиям.