Радиоиспользование, №1, 1930 год. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОИСПОЛЬЗОВАНИЯ

"Радиоиспользование", №1, март, 1930 год, стр. 1-2

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Наше радиовещание по своему содержанию и по всей своей установке резко отличается от радиовещания за рубежом.

Радиовещание в капиталистических странах рассчитано на обслуживание исключительно запросов буржуазии. Оно отражает ее вкусы, взгляды на мир, на отношения людей. Соответственно этим задачам и строится буржуазное радиовещание: религиозные проповеди и богослужения — вместо знаний, кабацкая музыка всех видов, фокстроты, джазбанды — вместо подъема культурного уровня масс при помощи музыки, — затушевывание классовых противоречий, проповедь мира между капиталом и трудом. Так использует буржуазия при активной поддержке своих лакеев — социал-демократов, одно из лучших средств связи и влияния на массы — радио.

В общем и целом радиовещание в буржуазных странах выполняет ту же роль, что и буржуазная печать, т. е. оно целиком и полностью обслуживает классовые интересы буржуазии.

Наше радиовещание строится, естественно, на совершенно иной основе. Советское радиовещание своей задачей имеет использование радио для социалистического строительства, для повышения культурно-политического уровня широких масс трудящихся города и деревни. Так же, как и советская печать, радио выполняет в СССР роль повседневного организатора, информатора, агитатора и пропагандиста, вовлекая массу в социалистическое строительство, мобилизуя ее внимание на усиление темпов, на преодоление всех препятствий, стоящих на пути социалистического строительства.

Организация радиослушания, радиоиспользования безусловно является важнейшей задачей каждой организации, каждой ячейки О-ва друзей радио.

В работе по радиоиспользованию, по организации радиовещания, мы берем установку на массу, на коллектив, на организованного радиослушателя.

Эта установка обеспечивает радиовещанию связь с широкой массой радиослушателей, возможность непрерывного учета их мнений и пожеланий. Эта установка на коллектив обеспечивает наилучшее использование радиовещания во всей системе культурно-политической работы.

Приступить к плановой, систематической работе по организации радиослушателей необходимо, И эта задача вполне назрела.

Наши центральные и местные радиовещательные станции ежедневно дают в эфир большое количество материала — политических докладов, лекций, школ разных типов, университетов, краткосрочных курсов, огромный художественный материал.

При острой нужде в кадрах для всех отраслей социалистического строительства, особенно для деревни, в разрешении задачи организации радиоиспользования, радиослушания все внимание должно быть направлено на использование прежде всего политических и учебных передач.

Тут можно многое сделать.

Сейчас, в период бурных темпов колхозного строительства, все передачи, касающиеся коллективизации, могут и должны быть нами использованы путем создания в каждом колхозе, селе, деревне, сельской школе отдельных групп из колхозников для изучения той или иной передачи (организация труда в колхозах, молочного хозяйства, животноводства и т. д.).

Ударничество на заводах и фабриках во всю ширь поставило задачу технической пропаганды по всем отраслям промышленности и подготовки кадров. Радио здесь безусловно играет большую роль. Создать на каждой фабрике, на каждом заводе группу по изучению передач, касающихся данной отрасли промышленности — задача, требующая внимания всех организаций и возлагающая в частности на ячейки и организации О-ва друзей радио задачу обеспечить радиотехническую базу для успешного и бесперебойного слушания.

Красная армия является сейчас массовой школой подготовки строителей социализма для деревни. И нигде, пожалуй, задача радиоиспользования, организация учобы по радио не встречает такой благоприятной почвы. Роль ячеек ОДР в Красной армии также сводится прежде всего к тому, чтобы обеспечить возможность нормального и бесперебойного радиослушания.

Главное препятствие на пути к организации радиослушания — это: 1) отсутствие опыта и навыков в использовании радиовещания и 2) отсутствие кадров руководителей и организаторов радиоиспользования.

Подобно тому, как для чтения книги и газеты нужны известные навыки, уменье пользоваться ими, так и радиовещание требует от слушателя индивидуального и коллективного навыков слушания, уменья использовать весь тот огромный культурно-политический, учебный и художественный материал, который ежедневно дается радиостанциями в эфир.

Недостаточно собрать, скажем, 40—50—75 человек к громкоговорителю и дать им возможность прослушать доклад. Этого мало. Надо, чтобы прослушанный материал был слушателями проработан и усвоен, чтобы в коллективном обсуждении прослушанного нашли отражение и увязку вопросы строительства на месте — на фабрике, заводе, в совхозе и колхозе.

Следовательно, основным признаком организованного радиослушания будет наличие организованных групп радиослушателей, систематических слушающих коллективно эпизодические или цикловые передачи, обсуждающих и прорабатывающих эти передачи на основе увязки с местным опытом.

Возьмем такой пример. Цикл лекций на тему «Рационализация производства». Эта тема вообще одинаково важна и интересна для рабочего любой отрасли промышленности. Но при организованном использовании радиовещания, при коплективной проработке темы применительно к местному опыту, можно получить огромный эффект и пользу. Выявить, скажем, что на данном предприятии ничего не сделано для рационализации, что рабочая масса не была втянута в обсуждение вопросов рационализации, что совершенно не использованы рабочие изобретения и т. д. В процессе обсуждения должны быть затем выявлены конкретные предложения рабочих.

Фиксировать коллективное слушание и проработку надо протоколом. Все конкретные предложения надо отмечать как постановления группы. Между лектором на передающей радиостанции и слушателями — находящимися за тысячи верст, нужно создать постоянную письменную связь для того, чтобы слушатели могли получать от лектора ответы на все оставшиеся неясными вопросы, чтобы лектор мог получать от организованных слушателей заказы на освещение той или иной темы, касающейся особых условий строительства в данном районе.

Возьмем другой пример. Вопросы воспитания детей в семье. Работница-мать, крестьянка-мать нуждается в сведениях и знаниях о воспитании детей. Здесь радио может также сыграть исключительно большую роль. Надо в каждом жилищном т-ве, в каждом большом доме создать из работниц группу по изучению передач, касающихся семьи, быта. Так же, как и в предыдущем примере, надо, чтобы материал обсуждался и прорабатывался, чтобы были из прослушанного сделаны выводы и предложения.

Надо, чтобы все решения, вынесенные на таких групповых собраниях рабочих, работниц, крестьян и крестьяне, не только фиксировались, но и передавались в соответствующую организацию. Например, протокол рабочих о рационализации должен быть в копии передан производственному совещанию, фабкому. Решения работниц, скажем, об открытии детского сада и т. п. были также доведены до сведения тех организаций, которые ведают вопросами культобслуживания данной группы работниц.

Такой же метод подхода к организации радиослушания нужен в совхозе и колхозе и в Красной армии.

Нет нужды доказывать, что специальные учебные передачи, как, например, радиоуниверситеты, школы, курсы и т. п., могут быть наиболее успешно использованы при условии, если эти передачи будут слушаться и прорабатываться не замкнутыми одиночками, а коллективом, группой.

При таком подходе к организации радиоиспользования радиовещание действительно превращается в массовую школу подготовки кадров строителей социализма, в пропагандиста, агитатора и организатора воли миллионов трудящихся.

И, разумеется, для проведения успешной работы вокруг радио нужны руководители всей этой большой работы. Этих сил пока еще очень мало, их почти нет, но они будут создаваться на этой работе из наиболее активных и политически грамотных товарищей, которые в дальнейшем возьмут на себя обязанности руководителей-общественников, будут вовлекать все более и более широкие массы в организованное использование радио для учобы, для повышения культурно-политического уровня.

Организацией политической пропаганды, агитации, информации и учобы не ограничивается роль радио. Радио дает трудящимся ежедневный культурный и многообразный отдых и развлечение, в виде концертов, художественных инсценировок, рассказов и т. д.

В эту область радиовещания также можно ввести моменты организации, необходимые и для выявления мнений и пожеланий радиослушательской массы, и для того, чтобы использовать художественные и музыкальные передачи с наибольшей пользой в работе клубов, изб-читален, красных уголков.

Радио должно сопровождать рабочего в дни массовых прогулок, собраний, оно должно вместе с трактором быть в поле, давая рабочим совхоза и колхознику в часы обеденного перерыва информацию, культурный отдых и развлечение.

Исключитально большое значение имеет хорошо налаженная информация о передачах. Необходимо, чтобы в каждом предприятии, в каждом клубе были вывешены заранее печатные сообщения о наиболее важных и интересных передачах. Это один из важных методов выработки в массах навыков к организованному радиослушанию. Сейчас же мы в большинстве случаев имеем в клубах и красных уголках случайную и текучую аудиторию. Придет рабочий в клуб, подойдет к громкоговорителю или наденет наушники, и убеждается, что была очень интересная передача, но он, оказывается, не знал, что такая передача будет. Наладить предварительную информацию о передачах на ближайшие дни необходимо в каждом предприятии и это должны сделать ячейки ОДР.

Вот основные положения об организации радиоиспользования радиослушания.

Л. Шевский