Задачи радиогазетного вещания уяснены совершенно точно. Они целиком и полностью совпадают с задачами, стоящими в данный момент перед всей нашей общей печатью.
Вместе с тем становится все более и более ясным, что методы радиогазетной работы резко разнятся от методов газеты печатной.
Но стоит лишь внимательней присмотреться к нашим многим радиогазетам, и очень часто оказывается, что эти «газеты без бумаги» чрезвычайно мало разнятся от обычных печатных газет. Разница, пожалуй, заключается в том, что обыкновенный газетный материал подается в радиогазете более небрежно и зачастую недостаточно четко и продуманно.
Излишне доказывать, что радиогазета должна быть агитатором и пропагандистом, выступающим зачастую, действительно, перед миллионной аудиторией. Задача чрезвычайно серьезная, сложная и ответственная. Справляются ли наши радиогазеты с этой задачей? Надо сказать совершенно открыто — справляются плохо и очень редко. Чувствуется, что перед радиогазетами открываются колоссальные возможности, сами работники радиогазет сознают огромную ответственность, которая возложена на них партией и правительством, и тем не менее сами же они все чаще и чаще принуждены признаваться, что их работа не удовлетворяет запросам эпохи бурного социалистического строительства. Не удовлетворяет запросам слушателей, не удовлетворяет она и самих работников радиовещания.
Конечно, такое состояние не может оставаться длительным. Необходимо сделать какой-то резкий поворот, стать на новый путь, который открывал бы какие-то новые перспективы для более полноценной, содержательной и действенной работы.
Но говоря о необходимости таких исканий, нужно, естественно, остановиться и на тех, хотя бы основных, недочетах, которые заставляют бить тревогу.
Где слабые места наших радиогазет?
Приглядываясь ближе к содержанию радиогазет, приходится отметить следующие основные причины, наиболее отрицательно влияющие на развитие радиогазет: недостаточное руководство их содержанием со стороны парторганизаций, недостаточная связь самого радиовещания с общественностью и, наконец, чрезвычайно острый недостаток кадров работников, знакомых со специфическими требованиями радиовещания и, в частности, радиогазеты.
Анализируя все эти отрицательные факторы, приходится прежде всего отметить, что во многом в значительной мере виноваты сами работники радиовещания и в первую очередь работники радиогазет.
Партийные организации не уделяют достаточного внимания радиовещанию вообще и в том числе и такому важнейшему участку политического радиовещания, как радиогазеты.
Но разве содержание наших радиогазет не является причиной такого невнимательного отношения?
Попробуйте вспомнить, много ли поставили радиогазеты за последние месяцы острых и интересных вопросов? Таких вопросов, которые привлекли бы к себе всеобщее внимание, заставили бы о себе говорить? Вряд ли таких вопросов наберется много. В лучшем случае радиогазеты своевременно подхватывали вопросы, поднятые общей печатью. В лучшем случае они популяризировали различного рода статьи и постановления, приспособляя их к особенностям передачи по радио. А раз это так, то вполне понятно, что партийные организации не привыкли еще относиться к радиогазетам, как к застрельщикам и начинателям каких-либо больших кампаний. Отсюда такое невнимательное отношение к радиогазетам. В большей или меньшей степени это является повсеместным фактом. И виноваты, следовательно, в этом печальном явлении прежде всего сами работники радиогазет, не умеющие выполнять четко по-большевистски те задачи, которые перед ними стоят.
Еще менее внимательно, чем партийные организации, относятся к радиовещанию, в том числе и к радиогазетам, такие массовые организации, как профсоюзы, кооперация и т. п., несмотря на то, что и профсоюзы и кооперация отпускают на радиофикацию и радиовещание довольно значительные средства. К сожалению, однако, в большинстве случаев связь общественности с радиовещанием ограничивается только отпуском средств. Само же радиовещание, даже такое актуальное, как газетное, не ищет достаточно интенсивной связи с общественностью. Большим своим достижением многие радиогазеты считают наличие рабкоровских кадров. И это безусловно правильно. Но далеко еще не все радиогазеты ведут организационную работу со своими рабселькорами. Больше того, приходится отметить, например, такой факт, что в Грозном, имеющем 25-тысячную массу рабочих, радиогазета имеет всего-навсего 10 постоянных рабкоров и, надо сказать, что Грозный, к сожалению, не является печальным исключением. Астрахань имеет... 5 рабкоров.
Однако даже наличие достаточного кадра рабселькоров нельзя еще рассматривать как завершение связи с общественностью. В отношении массовой работы перед радиогазетой стоят более широкие задачи и возможности, чем перед газетой печатной. Радиогазета — живой пропагандист. А безусловно плох тот пропагандист, который вносит только хорошие предложения, бросает лозунги, но не помогает массе практически проводить эти предложения в жизнь. Между тем большинство наших радиоцентров не ведет никакой массовой работы, и вокруг радиогазет не группируется тот слушательский актив, который рвется к новым формам общественной работы и который мог бы значительно помочь оживлению радиогазет и радиовещания в целом.
Наконец приходится отметить и такое явление, что большинство редакций замыкается в тесный круг, и вся радиогазета проводится небольшим кадром работников, или еще хуже — одним работником. Редакции не ведут никакой работы по созданию нового журналиста, который бы целиком перестроился в своей работе на радиогазету. За редким исключением ни одна наша радиогазета не попыталась подойти поближе к массам — на фабрику, в колхоз, — и оттуда черпать новые журналистские силы. Аппарат радиогазет как бы окостенел, а такое окостенение при чрезвычайно ограниченном количестве работников радиогазет не могло не отразиться чрезвычайно тяжело и на содержании и на формальном построении радиогазет.
Характерный признак большинства наших радиогазет — поразительный консерватизм. В худшем случае радиогазеты копируют печатные издания, в лучшем — найдя какую-либо новую форму радиовещания, они держатся за эту форму чрезвычайно долго.
Например: в Средней Азии была сделана однажды попытка подавать информации в форме инсценировки. Как эксперимент, это не плохо. Но Самаркандский радиоцентр ввел этот эксперимент в систему. В результате самаркандские радиогазеты из серьезного политического органа превратились в какого-то разбитного весельчака. То же самое практиковалось довольно долго в Северо-кавказской колхозной радиогазеге (Ростов-на-Дону).
Разумеется, искать новые формы нужно. Нет ничего страшного, если в процессе этого искания будут ошибки и промахи. Это неизбежно во всякой экспериментальной работе. Но варьировать бесконечно долго одну и ту же, хотя бы самую оригинальную, форму, — это значит топтаться на месте, это значит впасть в шаблон, трафаретность, консерватизм.
Большинство наших радиогазет, которые, по их мнению, нашли новую форму, ограничиваются тем, что оживляют текст за счет введения большого количества сценических действий, музыки и шумовых эффектов. Но от всех этих «оригинальных» форм отдает чрезвычайной наивностью, а подчас и ребячеством. Пора уже освободиться от таких «новинок», как звонки, трещетки, скрип колес и т. п. Радиовещание открывает гораздо более широкие возможности и притом такие возможности, которые бьют не на внешний эффект, а являются дёйствительными пособниками в усилении действенности самой радиогазеты и стимулировании слушательской массы.
Мы мыслим себе радиогазету, как митинг миллионов. Следовательно, надо предоставлять этим миллионам все большую и большую возможность действительно самим делать радиогазету. Надо подумать о создании какого-то нового рабкора, рабкора-массовика, оратора, фабрично-заводского и колхозного организатора и пропагандиста. Надо, наконец, попробовать решительным образом выйти из стен редакции туда, где газета может создаваться и оформляться действительно миллионами, т. е. на фабрику, в общежитие, в колхоз, коммуну. Надо решительным образом приступить к созданию такой радиогазеты, которая и отдаленно не напоминала бы своей формой печатную, но вместе с тем, чтобы эта радиогазета не потеряла своего лица коллективного организатора, агитатора и пропагандиста, т. е., чтобы она не перестала быть газетой.
Этим, конечно, далеко, еще не исчерпываются формы и методы построения радиогазеты, более отвечающей тем требованиям, которые возникают в настоящий момент. Тут для каждого работника радиогазеты открывается необозримое поле деятельности, и, несомненно, что всякая инициатива и всякие искания в этой области принесут большие и ценные плоды.
Пожалуй, многие возразят, что все это, быть может, и правильно, но для того, чтобы провести хотя бы часть таких начинаний в жизнь, нужны средства и средств немало. Возражения серьезные; однако если мы вспомним, как расходуются у нас и денежные и производственные средства, то значительная часть возражений отпадет.
Каждый наш радиоцентр, будь то даже самый маленький, стремится во что бы то ни стало иметь 3—5—7—9 и даже больше радиогазет. Объясняется это, конечно, острой необходимостью обслужить возможно больше разнообразных групп слушателей. Стремление понятное и благородное, но при недостатке денежных средств и при недостатке редакционных работников получается очень часто так, что радиоцентр, обслуживая всех, фактически не обслуживает никого. И прежде всего это относится к области вещания газетного. Как будто бы не приходится особенно доказывать, что гораздо целесообразное и экономнее иметь одну или две хороших радиогазеты, чем полдюжины плохих. А это позволит переключить значительное количество всех средств на один участок и поставить на этом участке образцовую работу.
Подходя к вопросу ближе, мы попытаемся изложить в нескольких словах, что же именно нужно нашей радиогазете и какими путями должна она сейчас пойти.
Лицо радиогазеты должна дать масса, т. е. слушатель; он должен практически чувствовать, что радиогазета стоит чрезвычайно близко к его жизненным интересам, помогает ему разрешать сложнейшие задачи практического строительства и является не только хорошим пропагандисгом-оратором, но и пропагандистом-практиком, у которого слово не расходится с делом. Отсюда следует вывод: при всех радиоцентрах надо широко развернуть массовую работу и с рабселькорами, и со слушательским активом, и со всеми теми культурно-политическими силами, которые захотят притти на помощь своими знаниями массовой работе по радио и вокруг радио.
Радиогазета должна иметь информацию. Но информацию такую, которая бы сообщала о фактах, близких и понятных слушателю, поэтому главнейшим источником информации должны быть: завод, фабрика, колхоз, местные партийные и общественные организации, только уже в третью очередь надо использовать информацию ТАСС, перерабатывая ее самым коренным образом с тем, чтобы она была вполне приспособлена к передаче по радио, т. е. носила бы характер связного рассказа. Это не значит, что степень важности информации устанавливается, как какое-то правило, раз и навсегда. Для всякого газетного работника должно быть понятно без особых разъяснений, что на первом месте должно стоять именно то, что представляет в нынешний день наибольший интерес. Но принципиально основными источниками информации должны быть, как только что было сказано, завод, колхоз и т. д.
Понятно, что такая информация не может возникнуть сама собой. Если ее строить только на случайных рабкоровских заметках или на самотеке, то, конечно, такая информация будет носить случайный характер, не будет давать целостного, законченного впечатления, и получится, что радиогазета-пропагандист вынуждена будет плыть по течению случайно подобравшегося материала. Поэтому такую актуальную информацию нужно организовать. Нельзя полагаться всецело на то, что подвернется репортеру и что принесет почта. Редакция должна иметь свой план и свою четкую установку на освещение тех или иных явлений. И, строя информацию, редакция должна уметь подать информацию именно организованную не только тематически, но и идеологически.
За редкими исключениями, все наши радиогазеты считают обязательной принадлежностью каждого номера газеты передовую статью. К сожалению, в большинстве случаев это бывают статьи лучшего или худшего качества, несмотря на то, что статьям в радиогазете не должно и не может быть места. Грош цена тому пропагандисту, который разговаривает не человеческой речью, а статьями. Поэтому вовсе не обязательно в каждом номере газеты давать передовую статью или беседу. Если такая необходимость есть, то это должна быть ни в коем случае не статья и не беседа без твердой установки и стержня. В радиогазете должна быть четкая ораторская речь, имеющая целевую установку, построенную на фактах и на анализе этих фактов. Притом фактов таких, которые слушателям известны, близки и понятны.
Мы подходим все ближе и ближе к тому моменту, когда быть может вовсе придется отказаться от писания того материала, который идет к микрофону, и, в первую очередь, эксперимент в этой области следует проделать над беседами передовыми, привлекая к микрофону испытанных, политических деятелей, которых хорошо знают во всем Союзе, республике, округе, районе.
Наконец большого внимания заслуживают вопросы оживления газеты. Обычно радиогазеты прибегают к музыкальным вставкам, которые, по большей части, носят характер пестрых заплат, ничем не связанных с основным текстом передач. Кроме того большинство статей практикует фельетоны, инсценировки, частушки и т. д.
Не станем останавливаться на качестве этого материала. Бывают фельетоны, очерки и т. п. хорошие; бывают, и это чаще всего, плохие. Не в этом, однако, дело. Главное заключается в том, что все эти формы, за редчайшим исключением, ни в какой мере не соответствуют специфическим особенностям радиовещания. Многие очень хорошие фельетоны могут быть помещены в печатной газете и, действительно, нередко помещаются после передачи по радио, но это не радио-фельетоны. В них нет ничего специфического идущего от радио. А такая спецефичность требуется особенно сильно в таком материале, как фельетон, музыкальное оформление, смех и сатира.
У нас имеются такие формы, как радиокалендарь, радиоэстрада и т. п., и все-таки надо сказать совершенно прямо, не желая никого обидеть и задеть, что все эти формы, даже если они и не состоят из стопроцентной халтуры, то все же ни в какой степени специфически радиоформами они названы быть не могут. Отсюда вывод: и здесь нужна длительная, углубленная, экспериментальная работа.
Было бы по-детски наивно полагать, что с этой нужной и вместе с тем сложной работой смогут оправиться сами работники радиогазет. Ни тяжелая производственная обстановка редакционной работы, особенно в провинции, ни наличие кадров радиогазетного вещаная не позволяют разрешить эту важнейшую проблему. Тут нужна большая помощь извне, — помощь самого слушателя, который заинтересован в том, чтобы иметь в лице радиовещания хорошего пропагандиста, интересного собеседника, друга и помощника, а не граммофон и балалайку в худшем понимании этих слов.
Речь идет не о более или менее острой критике или дружеском поощрении. И то и другое нужно. Но гораздо важнее другое. Несомненно, у каждого активного слушателя сложились свои взгляды и своя оценка всякой радиогазеты, и, конечно, найдется немало таких слушателей, которые считают, что радиогазету нужно строить не так, как она строится сейчас. Не подлежит никакому сомнению, что среди миллионной аудитории найдется немало ценнейших мнений и предложений, которые помогут направить наши радиогазеты на правильные рельсы.
Радиогазета, обслуживающая громадный коллектив, может быть создана только самим этим коллективом. Для этого нужно соблюсти одно только основное условие: подойти поближе к радиогазете. Проникнуться сознанием, что радиогазета не является вотчиной узкого круга редакционного аппарата. Радиогазета — митинг миллионов. Редакция — организатор и оформитель этого митинга. Остальное зависит в очень большой степени от участников митинга — слушательской аудитории.
Мы не удовлетворены нашими радиогазетами. Правильно. Так давайте же строить их всем слушательским коллективом. Поможем радиогазетам выполнять наши требования — требования великой эпохи социалистического строительства.
Ближе к редакции. Больше практического участия слушателя в построении и оформлении радиогазеты. Это сейчас основное.
М-н