В приемниках с питанием от сети, в качестве трансформатора питания обычно применяется «Гном»; но ввиду его малых размеров его обыкновенно делают автотрансформатором, нз-за невозможности уместить на его сердечнике нужное количество обмоток.
Поэтому полезно привести указания, как на такой сердечник намотать 4 обмотки.
Нужно склеить катушку по размерам, указанным на рис. 1 и 2; каркас катушки нужно делать не толще 1 мм, чтобы не уменьшить сечения сердечника. На указанную катушку нужно намотать:
I обмотку для включения в осветительную сеть 120 вольт — 1 850 витков провода 0,2 ПЭ;
II повышающую 4 650 витков провода 0,1 ПЭ с выводом от 2 325 витка.
III понижающую обмотку для К2Т в 62 витка проволоки 0,5 ПЭ с выводом от 31 витка.
IV понижающую для накала ламп — 62 витка той же 0,5 проволоки ПЭ или ПШО.
Все эти обмотки при аккуратной намотке и c выводами мягким тонким проводником свободно укладываются на указаной катушке.
Пластины сердечника нужно обязательно прошеллачить тонким слоем лака. Нижнюю часть сердечника стягивают между двух деревянных планок, которыми он и крепится к панели.
На страницах нашего журнала радиолюбители неоднократно отмечали хорошие результаты, даваемые приемником 1—V—2 М. Семенова.
На опыте я убедился в том, что этот приемник, правильно отрегулированный, ничуть не уступает фабричному БЧ по громкости и чистоте приема, а по чувствительности и селктивности значительно превосходит его. Если же прибавить, что указанный приемник, как показал опыт, хорошо работает всего при 3—4 батарейках от карманного фонаря на аноде, — преимущества его становятся очевидны. Приемник может собираться постепенно, и не требует затраты больших средств сразу. Я поступил так: заготовил угловую панель из расчета на 4 лампы, а смонтировал приемник сначала на 2 лампы (1—V) и в первые же дни работы с ним принял в г. Петрозаводске, летом, до 30 радиостанций с весьма хорошей слышимостью на телефон. Диапазон принятых волн — 1 635 м (Цеезэн) и 253 (Бреслау). Принимались станции и на более коротких волнах, например, какая-то германская (город не установил), назвавшая волну 239 метров. Прием производился на нормальную Г-образную антенну длиной 50 м с одним концом в 22, а с другим в 14 метров высотой. Вполне отличную слышимость имел на 2 лампы при 4-х вольтах на аноде. Между прочим были приняты: Мотала, Калундборг, Милан, Прага, Девентри, Стокгольм, Гамбург, Варшава, Тулуза, Лейпциг, Познань, Глейвиц, Гетеборг, Выборг, Кенигсберг, Бреслау, чехословацкие и шведская станции, на волне около 260 метров. Из советских маломощных станций приняты: Н. Новгород, Минск, Архангельск, Москва МОСПС, Артемовск, Тверь и даже Киев и Тифлис; последние две не регулярно.
Поставив 3-ю лампу, я уже при 8-ми вольтах на аноде производил прием мощных станций (Ленинград, Москва ВЦСПС и Опытный, Свердловск, Смоленск, Будапешт, Стокгольм, Рига, Вена, Осло, Лангенберг, Харьков и Каттовицы) на «Рекорд» с приличной слышимостью на небольшую комнату. «Коминтерн» принимался весьма слабо и только на телефон, то же Харьков — 1 304.
Добавленная затем 4-я лампа дала возможность получить прием на «Рекорд», по мощности ничуть не уступающий БЧ, при напряжении на аноде в 24—28 вольт.
По селективности приемник особенно хорош; проживая вблизи (всего в 250 метрах) от местной петрозаводской станции мощностью в 2 kw, работающей на волне 778 метров, я слушаю Ленинград с чуть заметным прослушиванием местной станции, а при приеме станций на более длинных волнах местная станция совершенно не слышна, чувствуется только ее слегка шумящий фон.
Приемник смонтирован мною на деревянной угловой панели и все детали тщательно изолированы. Переменные конденсаторы взяты прямочастотные типа К—6 450 и 500 см. Трансформаторы оба 1:4, первый треста «Электросвязь», второй «Украинрадио». Экрана нет.
Пользуюсь случаем поделиться с читателями следующим обстоятельством. С целью ослабить шум коллектора машины постоянного тока электростанции, находящейся в непосредственной близости от места приема, я заземлил крышу дома, над которой подвешена моя антенна, и результат получился неожиданный: в то время как с незаземленной крышей прием становился совершенно невозможен из-за буквально заглушающего шума коллектора, при заземлении я имею прием лишь с обычными для города шумами.
В. А. Бажанов.