Пятилетний план радиофикации Союза требует подготовки значительных кадров, могущих проводить в жизнь планы радиостроительства, использовать для культурно-просветительных целей передачи радиовещательных станций и способствовать внедрению радио в жизнь и быт наших колхозов, совхозов, деревень и фабрично-заводских предприятий. Подготовка этих кадров представляет одну из труднейших задач для настоящего дня.
Подготовка кадров — дело длительное, которое требует значительного времени для своего проведения. Путей к проведению этой подготовки много. Одним из таких путей, могущих дать хорошие, крепкие кадры молодежи, вполне устойчивые в работе, является путь использования наших школ I и II ступени и отрядов юных пионеров, как очагов, где воспитывается и обучается радиотехнике наша рабочая и крестьянская молодежь. На такой путь использования радио в школах Московской области и их полной радиофикации встала происходившая недавно в Москве Замоскворецкая районная конференция юных друзей радио, установившая одновременно с этим известный контакт в работе по радиофикации с ЗОНО.
Какие же формы и пути работы можно наметить при проведении этих мероприятий в жизнь на ближайшее время?
Нам кажется, что в качестве предложений по этому вопросу было бы возможно выставить следующее:
1) В ближайшее время все школы I и II ступени, ФЗУ должны быть радиофицированы. Средства на проведение этой радиофикации должны отпускаться заинтересованными учреждениями (ОНО, фабрично-заводскими предприятиями, местными советами, политпросветучреждениями и пр.). Радиофицирование школ должно быть выполнено технически грамотно, прием — громкий, ясный и отчетливый. Ни в коем случае не допускать плохо работающей радиоустановки.
2) Во всех школах создать радиокружки, где в порядке общественном собираются радиолюбители-школьники и занимаются изучением радиотехники, собирают и монтируют радиоприемники или коротковолновые станции. Руководителями в этих кружках являются либо хорошие радиолюбители из числа учеников школы, либо для проведения занятий в кружках направляются, по наряду местных ОДР, радиолюбители из других ячеек. Полезно, если руководителями кружков будут преподаватели физики. В ряде школ такие радиокружки существуют и сейчас, но зато значительное число школ таких кружков не имеет.
Параллельно с созданием радиокружков происходит оформление и радиоячеек при школах: каждая школа должна иметь радиоячейку и воспитывать в учащихся радиообщественность.
3) В те школы, в которых радиокружки уже достаточно обосновались, где репутация радио достаточно прочна и устойчива, желательно громкоговорящие установки выдавать не в собранном виде, а в виде отдельных деталей. Сборка же деталей в готовые рабочие схемы производится уже самим коллективом.
4) В программу обучения школ II ступени по физике ввести самостоятельным разделом изучение радиотехники, уделив этой дисциплине возможно большее число часов. Одновременно с этим число часов и объем программы по электротехнике в школах должны быть увеличены и расширены. Физические кабинеты школ должны быть пополнены достаточным количеством экспонатов и учебных пособий по электро- и радиотехнике с тем, чтобы проводимые занятия протекали не теоретически, а с возможно большим практическим и жизненным уклоном.
5) Преподавателей физики школ II ступени, перед введением в программу обучения школ элементов радиотехники и расширения начал электротехники, необходимо пропустить через специальные курсы, ибо большинство преподавателей физики, несмотря на прикладной характер данных дисциплин, все же знакомы с ними недостаточно и при своей подготовке не всегда могут быть использованы как руководители радиокружков. Эти курсы лучше всего организовать в летний период с тем, чтобы во время каникул дать преподавателям необходимую зарядку, которую они сами уже используют для своей индивидуальной подготовки к осенним занятиям. В программу таких курсов надо внести и освещение соответствующих радиообщественных вопросов, построив программу этого раздела так, чтобы за время курсов дать преподавателям вполне законченный семинарий радиообщественной работы.
Подобные же курсы должны быть организованы и для работников сельских школ и школ I ступени, но с меньшим числом часов.
6) В отрядах юных пионеров необходимо создавать радиокружки, где более взрослые пионеры занимаются сборкой детекторных приемников, более же молодая часть занимается радиослушанием. Руководителями в кружках юных пионеров могут быть хорошо подготовленные учащиеся школ II ступени.
7) Для пополнения кадров нашей радиопромышленности и большего приближения нашей школы к производственным предприятиям и производственным процессам необходимо некоторым школам II ступени дать радиотехнический уклон. В два последние года обучения в школе надо организовать изучение электро- и радиотехники, провести монтажные и измерительные работы, лабораторные и экспериментальные занятия. Оканчивающие школы с радиотехническим уклоном направляются на работу в радиотехнические предприятия на должности радиомонтеров, радиофикаторов и радиотехников. Опыт некоторых школ, в частности 31 школы II ступени в Москве, в этом отношении дал прекрасные результаты, и кадры, подготовляемые школой, получают хорошую радиотехническую подготовку и охотно принимаются на работу всеми радиотехническими предприятиями.
8) Наряду с радиофикацией школ встает вопрос об организации радиовещательными станциями специальных передач для школьников в часы занятий обеих смен. Эти передачи хорошо составлять из передач политминут, физкультуры и бодрой музыки. Такие передачи полезно проводить в часы больших перемен школ.
9) Значительным разделом в проведении радиоработы в школах должна стать военизированная радиоработа, которая может пойти по следующим путям: создания кружков по изучению азбуки Морзе и учебно-строевых радиоединиц.
Кружки по изучению азбуки Морзе должны быть создаваемы при каждой школе и ими надо охватывать возможно больший процент молодежи. Надо добиться, чтобы азбука Морзе была изучена каждым школьником и при каждой школе созданы специальные команды слухачей-радистов. Учебно-строевые радиоединицы надо создавать по линии Осоавиахима. Эти учебно-строевые единицы должны в своей подготовке охватывать все виды общественной подготовки и одновременно с этим проводить специальную подготовку, строя ее применительно к программам военизированных радиокурсов, организуемых общественными радиоорганизациями. В летнее и осеннее время эти учебно-строевые единицы принимают участие в отрядных тактических учениях войсковых частей и маневрах. Оканчивающие успешно курс обучения в учебно-строевых единицах получают в отношении отбытия военной службы все те же льготы, что и оканчивающие различные кружки Осоавиахима.
В школах II ступени и ФЗУ надо поощрять развитие коротковолнового дела, обращая в радиокружках особое внимание на изучение этого раздела радиотехники. Необходимо добиваться наличия в каждой школе II ступени коротковолновой приемно-передающей станции, смонтированной и построенной силами самих школьников. Эти радиостанции, по мере накапливания опытных работников, составляют специальную школьную сеть коротковолновых станций, и взаимная информация между различными школами поддерживается помощью этих радиостанций. Обслуживающий персонал радиостанций пропускается одновременно с этим через военизированные коротковолновые курсы и связь в этих сетях в таком случае будет поддерживаться по военным правилам радиотелефонной корреспонденции и службы военной радиосвязи. Для армии создание таких широких кадров и наличие коротковолновых сетей безусловно будет иметь большое значение. Сама же учащаяся молодежь, как показывает опыт, весьма интересуется данными занятиями, увлекается и весь свой молодой пыл и страстность зачастую переносит в эту работу, давая нередко полезные данные и конструктивного порядка в развитии тех или иных моделей и деталей самих радиостанций.
Почин замоскворецких радиолюбителей и зам. ОНО надо приветствовать, надо расширить его рамки, сделать всесоюзным, обязательным как для московских, так и азербайджанских, туркменских и тульских школ; надо Наркомпросу, Центральному совету Осоавиахима и другим заинтересованным учреждениям серьезно заняться этим вопросом, направить его в правильное русло, превратив его из случайного явления в систему, основу, один из факторов развития и воспитания нашей учащейся молодежи. Это будет одним из основных камней по созданию радиокадров для радиофикации нашей страны и кадров для Красной армии. Пятилетний план радиофикации и оборона нашего Союза настоятельно этого требуют.
Не так давно при Окрсовете Первомайщины закончились пятимесячные курсы радиосвязи. Основная цель курсов была — выковать кадры квалифицированных радиосвязистов. Окрсовет Осоавиахима дал помощь как материальную, так и учебную. Курсы были организованы активными ребятами членами ОДР, которые тесно были связаны с Осоавиахимом.
Закончили курсы 23 человека, из которых почти половина были из сел. Занятия курсов были вечерние, пять раз в декаду.
С организацией курсов при клубе Осоавиахима выросла радиоустановка, которая дала большое оживление в работе. По окончании курсов курсанты вошли в ряды радиолюбителей и стали членами Общества друзей радио СССР.
Надеемся, что в скором будущем при Окрсовете ОСО будут организованы новые курсы для большего углубления всех знаний, которые дали нам эти курсы.
В Алатыре ЧАССР радиокружки школ II ступени им. Красина и ж.-д. школы провели отчетные радиовыставки. Участвовало по нескольку десятков детекторных, ламповых приемников, детали, источники питания и пр., изготовленные как коллективно в школе, так и на дому. В красинской школе лучшие экспонаты премированы радиодеталями.
Такие радиовыставки следует приветствовать.
Мне хочется отметить одно из наших достижений, где желание и умение создали, буквально из ничего, солидное и полезное Союзу дело.
Началось это в 1927 году, когда по инициативе одного из преподавателей ленинградских курсов ОДР инж. Ягодина были организованы курсы по радиотехнике при ДКАФ. Курсы эти (ныне радиотехникум) были построены применительно к программам бывш. I Московского техникума связи. Привлечение в число преподавателей радиотехникума опытных специалистов в лице инж. Асеева, Власова, Изюмова, Угер, Плешакова, Барковского и др. и прекрасно оборудованные лаборатории гарантировали успех в работе радиотехникума.
Первое — пришлось столкнуться с отсутствием материальной базы. Второе — отсутствие производственной практики, так как ни одно из заинтересованных в этих кадрах учреждений не пошло навстречу руководителям радиотехникума, и лишь в 1929 году Трест заводов слабого тока, не имея в наличии подготовленных кадров, заключил договор о предоставлении на своих заводах практики слушателям радиотехникума. Третье — вопрос о правах для оканчивающих. В разрешении этого вопроса много труда пришлось положить старостату и активу слушателей бывш. курсов. После долгих и безрезультатных хождений по учреждениям Наркомпроса, обратились в BCНX, который своим приказом реорганизовал курсы в радиотехникум и предоставил права оканчивающим. Программа, как выше было сказано, близка к программам бывш. I Московского техникума связи, срок обучения три года. В число слушателей техникума принимаются лица, окончившие семилетку, по социальному отбору. При радиотехникуме существуют еще двухгодичные курсы по повышению квалификации специалистов, работающих на заводах и лабораториях ВЭО.
Три года упорной работы, как руководителей радиотехникума, так и преподавателей не пропали даром: в июне первые ласточки с I отделения III курса в числе 17 человек пошли на производство. Всего в этом году радиотехникум кончает две параллельные группы в составе 56 человек.
Нужно пожелать, чтобы хороший пример той колоссальной энергии, которая была затрачена на создание этого техникума, не пропал даром и послужил в дальнейшем делу осуществления грандиозного плана пятилетки в четыре года.
Наша ячейка существует с марта 1930 г. За свой короткий срок существования ячейка имеет значительные достижения: работают курсы радиомонтеров и механиков, из которых большинство подлежит демобилизации в этом году. Эти курсы были организованы в декабре по инициативе клуба и радиотехника Азнаурьяна, который организовал также ячейку ОДР.
Кроме этих курсов, организован кружок радиолюбителей, в котором занимается 25 чел., в большинстве подлежащих демобилизации. Как на курсах, так и в кружке, почти все красноармейцы до поступления на курсы не имели понятия о радио. Теперь же мы имеем значительные успехи, несмотря на трудности учобы; в лагерный период курсы и кружок успешно продолжают работать. Занятия мы закончим ко времени демобилизации, и наша ячейка ОДР даст новый кадр деревенских радиоработников-активистов, которые у себя в деревне будут не только радистами, но и хорошими организаторами деревенских ячеек ОДР.
Полк имеет трансляционный узел, который обслуживает 30 громкоговорящих точек. Лагерь радиофицирован полностью. Большую часть передач по лагерной радиосети мы даем от радиоузла УДКА.
Несколько раз выпускалась своя радиогазета.
Передачи с XVI партсъезда и красноармейскую радиогазету слушают регулярно.
Смотр конкурса радиоработы в РККА явился лучшим путем к изжитию недостатков в радиоработе.
Ячейка ОДР и радиотехник т. Азнаурьян твердо взялись за постройку радиоузла мощностью в 8 ватт. Поставив перед собой эту задачу, ячейка ОДР сейчас выполняет ее: наши радиокурсанты для выполнения этой задачи отказались от выходного дня. Радиоузел мы строим во внешкольное время и выходные дни.
Президиум ячейки