"Радиофронт", №23-24, август, 1930 год, стр. 550-552
В начале текущего года Коломенский радиоузел НKПT получил задание оборудовать по городу трансляционную сеть на 2 400 громкоговорящих точек. К майским торжествам с большими усилиями удалось оборудовать только около 50 точек и дать усиление речей на параде. Медленность темпа зависела отчасти от нерегулярного поступления аппаратуры.
Но как же обстоит дело сейчас, когда аппаратура и материалы в распоряжении узла имеются?
В июне месяце установлено 1 176 точек. Таким образом не выполнено даже и 50% плана. Чем же вызваны столь черепашьи темпы в радиофикации одного из крупнейших рабочих центров? Что же тормозит осуществление полной нагрузки одного из крупнейших в СССР трансляционных узлов?
Работники радиоузла жалуются на недостаток рабочей силы. Обоснована ли такая жалоба? По опыту радиофикация других районов (Кашира и др.) мы знаем, что колоссальную долю работы там вынес на своих плечах радиолюбительский актив и комсомольцы. В Коломне этого нет, да и не может быть до тех пор, пока не раскачается радиолюбительская общественность. А здесь общественность спит, — вернее, ее вообще нет. «Работы никакой не ведется», заявили нам работники окрконторы связи, не подозревая даже, что вина на это ложится целиком на них же, возглавляющих радиообщественность Коломны. Здесь, донечно, нельзя отделаться пресловутой оговоркой о «нагрузках и перегрузках».
Вторая причина — недостаток средств. По договору с окрисполкомом, Коломенский горсовет обязан был вложить в радиофикацию Коломны безвозвратную ссуду в размере 40 000 рублей. До сих пор поступило всего что-то около 17 000 руб.
Горсовет отговаривается непоступлением сумм от разных организаций (кооперация, профсоюзы и т. п.). Хотя в этом вопросе вина целиком ложится на горсовет, но невольно напрашивается вопрос: достаточ- но ли энергично работники радиоузла будировали общественность советскую, профсоюзную и партийную. Думается, что достаточной активности здесь проявлено не было.
При таких обстоятельствах нет, конечно, никакой гарантии, что Коломенский радиоузел выполнит свое обещание закончить радиофикацию к осени (к октябрьским торжествам).
Конечно, установка 1 200 громкоговорящих точек есть большое техническое достижение. Но как эта техника используется.
«Транслируем», что взбредет дежурному технику в голову, сказал нам т. Демидов, зав. узлом.
Но о планомерном, советском использовании сети, в интересах местного населения и для нужд учреждений, нет речи. Дают все больше музыку.
Несмотря на своевременное напоминание местной газеты, столь важная кампания, как агитация за заем «Пятилетка в 4 года», была прохлопана. Ни радиоузел, ни окрфинотдел пальцем о палец не ударили.
Отдел местного вещания радиоуправления НКПТ должен немедленно взять в свои руки дело организации в Коломне художественно-политического радиосовета. А МОДР должен обратить внимание на Коломну.
На площади в несколько десятков квадратных километров разбросаны нефтяные вышки Сураханской группы промыслов.
Рядом с промыслами, как бы отгораживаясь от них зеленой стеной деревьев, с каждым годом все разрастаясь, громоздится рабочий поселок.
Как только вечерняя муть затянет землю, десятки радиоглоток, разбросанные по поселку, начинают свою очередную передачу.
— Алло, алло. Говорит Баку. Передаем очередной номер радиогазеты «Бакинский рабочий». Слушайте, слушайте.
Сотни радиослушателей появляются в освещенных квадратах домов.
На лавочках, разбитых перед домами, смолкают обычные вечерние соседские разговоры.
Эфиром завладел радиорупор.
Статьи, телеграммы и очерки, чередуясь с музыкой и пением, через раскрытые уши радиослушателей, пробираются в мозг.
Культурная революция при содействии эфира, сметая все препятствия, идет в рабочий поселок.
Радиогазета сменяется концертами, лекциями и докладами.
Особенно летом, когда на Апшеронском полуострове даже вечером температура воздуха не ниже 40—50 градусов, радиорупор — незаменимый культработник. Не требуя от человека никакой затраты энергии, он упорно ведет свою политико-просветительную работу.
Единственным недостатком (которым, пожалуй, страдают все наши радиостанции), являются бешеные темпы.
Радиослушатель едва успевает настроить свой слух на заунывный напев восточной зурны, как вечно бодрствующий диктор, ведущий передачу, объявляет о том, что:
— Сейчас прослушайте доклад о международном положении.
Докладчик, ограниченный временем и видимо желающий посвятить радиослушателя во все махинации мирового капитала, захлебывается от чрезмерной поспешности.
Докладчика сменяет певец. И все это делается без малейшей передышки.
Нашим радиоработникам не мешает напомнить одну старинную русскую поговорку: «Лучше меньше, но лучше».
Будет гораздо лучше, если передачи будут вестись с определенными паузами.
В 1928 году радио у нас было редкостью. Но за два года оно стало важнейшим орудием культработы. Радиофицированы у нас полностью все общежития рабочих и частично квартиры служащих. У нас также организована своя местная трансляция, по которой передаются доклады, информация, музыка и т. д.
До Центрального совета дошли следующие сведения о Туркменском ОДР.
Полтора года тому назад, в феврале 1929 года на Всетуркменском съезде ОДР было постановлено радиофицировать Туркмению, установить в аулах громкоговорители.
Но... дальше обещаний дело не пошло.
В связи с этим постепенно развалились все 40 ячеек, существовавшие в Ашхабаде, распадались бюро ячеек в растрачивались членские взносы.
То же ликвидаторское движение охватило и периферию — там тоже стали распадаться ячейки и целые организации.
Особенно отличился секретарь Туркменского ОДР — он растратил казенные деньги, а без денег никакой радиофикации проводить нельзя.
И в результате ни одной ячейки в Ашхабаде нет. Все радиоустановки ОДР проданы или молчат.
За все эти полтора года не создано ни одной ячейки ОДР в ауле.
То, что было, развалилось, и никакой радиообщественности в Туркмении сейчас нет.
Центральный совет О-ва друзей радио командировал в Ашхабад генерального секретаря О-ва для расследования дела, привлечения виновных к ответственности и для воссоздания Туркменского о-ва друзей радио.
Бывш. Иркутский округ — центр Восточного края не обладает мощной радиовещательной станцией. До сих пор не практикуется связь с административными единицами. На местах аппаратура плохо используется: привезут, установят, день-два поработает и замолчит. Так молчат радиоустановки: в Тулуне — 5 установок, в Братске — 3, Н.-Илимске — 3, Заларях — 3, Качуге — 4 в в целом ряде других пунктов. По грубому подсчету «молчателей» в округе найдется до 100.
Основными причинами являются: 1) Полное отсутствие руководства в работе радиокружков со стороны окр. ОДР. 2) Неаккуратное выполнение заказов на высылку радиоаппаратуры. 3) Неподготовка работников для деревни. 4) Абсолютная незаинтересованность местных исполкомов и райкомов ВКП(б) в укреплении местных ячеек ОДР не только средствами, но и руководством. 5) Отсутствие технических сил для организации и установки радио.
Характерно, что местные газеты, зная о недостатках работы радиокружков, не бьют тревогу о прорыве на этом культурном фронте.
Трансляционный радиоузел Ессентукского райпо, обслуживающий как город, так и прилегающую станицу, начал свою регулярную работу с 1 августа. Оборудование узла состоит из приемника БЧН, 10-лампового усилителя УМ—10 Ростовского ОДР, 3-каскадного микрофонного усилителя на дросселях, студии, контрольного оборудования, 16 аккумуляторов, хранящихся в особом герметически закрывающемся стеклянном шкафу с естественной вентиляцией; кенотронного и механического выпрямителей для непосредственного питания установки от сети переменного тока и зарядки аккумуляторов. Подводка проводов питания произведена под полом, заключенная в трубки Бергмана. Линия протянута на 16 км. Намечена микрофонная линия из парка для использования симфонического оркестра по проводам. Всего установлено только 37 точек.
Михеенко
1. 10-вольтовый усилитель и модельный щит. 2. Распределительный щит с кенотронным выпрямителем и зав. узлом 3. Уголок студии с микрофонной установкой.
С 1926 г. у нас в казармах на территории фабр. «Красный ткач» стали появляться в единичных случаях детекторные приемники. Первое время детекторные приемники покупали, а потом стали строить и своими силами. Но вскоре детекторный приемник не удовлетворял первых радиолюбителей нашего общежития, и они стали строить ламповые. Стали помогать друг другу, и вот в феврале месяце 1929 г. группа радиолюбителей нашей фабрики решила объединиться. Заявили правлению клуба о желании организовать радиокружок. Правление клуба пошло навстречу. Записалось 20 человек. Инструктором пригласили теплотехника фабрики т. Игнашенко.
Клубная радиоустановка состояла из приемника БЧ и 4-лампового усилителя. Кружок наладил эту радиоустановку и радиофицировал столовую фабрики.
1. За сборкой трансформатора и дросселей для мощного выпрямителя. 2. Отделка щита для усилителя. 3. Студия радиоузла при ф-ке «Красный ткач». 4. Группа актива ячейки ОДР ф-ки. 5. Мощный усилитель ячейки ОДР при ф-ке, построенный членами ячейки.
Тов. Игнашенко, который в то время был секретарем районного ОДР, организовал из кружка ячейку ОДР. В мае месяце со стороны рабочих, проживающих в общежитии фабрики, стали поступать заявления о радиофикации их квартир.
Ячейка взялась за это дело и приступила к работе. На этой работе ребята показали, как они могут работать.
К 15 августа проводка линии была закончена, усилитель смонтирован, аккумуляторы закуплены, началась его регулировка. Много было истрачено нервов и сил, и в конце августа была сделана пробная трансляция в общежитии, домах, а 1 сентября начала работать станция.
Рабочие, видя результаты нашей работы, десятками записывались в число наших абонентов. Теперь наша ячейка имеет большой авторитет и является лучшей в нашем районе. Кроме общежития и фабричных домов, нами радиофицированы столовая фабрики, клуб, 3 краевых уголка, клубный сад, детская площадка, площадка перед фабрикой и 175 рабочих квартир.
В зимний период предполагается радиофикация трех фабричных цехов, постройка усилителя передвижки для усиления речей. У нас имеется радиостудия, построенная силами ячейки, откуда передается местная радиогазета. Также ведется передача со сцены клуба во время общефабричных собраний.
В данное время ячейка работает над сборкой приемников для экскурсионной базы союза текстильщиков. Намечено построить более мощный усилитель. Если фабричные профессиональные и партийные организации пойдут нам навстречу в отпуске необходимых средств, то мы сумеем расширить нашу станцию и довести число слушающих до 500 и больше.
С работой среди крестьян и сезонников мы несколько запоздали. То же и с короткими волнами: имеется коротковолновый приемник и передатчик — и только. Это является большим минусом в нашей работе, но этот прорыв мы надеемся в самый кратчайший срок ликвидировать.
В Гадяче Сумского окр. при наличии многих радиолюбителей-одиночек и трансляционной станции нет ячейки ОДР. И не удивительно, ибо трансляционная станция работает плохо, не радиофицированы культучреждения.
Необходимо немедля организовать в Гадяче ячейку ОДР, а трансляционной станции перестроить свою работу по директивам ЦС ОДР СССР.
Микро