"Радиофронт", №28-29, октябрь, 1930 год, стр. 602-605
Пятилетний план развития хозяйства связи СССР дает широкие и значительные перспективы в развитии коммерческой и радиовещательной сети, в деле внедрения радио в массы, в охвате радиовещанием 50% городского и 35% сельского населения, с доведением радиослушательских точек до 14 миллионов (из них 75% на громкоговорящий прием).
Оснащение армии техникой и внедрение военной техники во все ее боевые подразделения выдвигает в армии громадную значимость радио, как средства связи и как средства агитационно-пропагандистской работы в деле воспитания широких красноармейских масс.
Эти плановые показатели требуют подготовки значительных кадров радиоспециалистов, могущих обслуживать радиостанции и радиоузлы, радиолюбителей, радиоэнтузиастов, отдающих часы своего досуга, делу изучения радиотехники и проведения ряда опытных или изыскательных работ по радио. Эти задачи требуют подготовки трудящихся нашего Союза в отношении радио, требуют военизации подготовленных радиоспециалистов, развертывания военизированной радиоработы.
Настает зимний период, период развертывания вообще работы общественных организаций на ряде фабрик и заводов, в районах, колхозах, в центре и на периферии. Какие же задачи на наступающий зимний период нужно поставить при проведении военизированной радиоработы?
Наиболее актуальными задачами на настоящий зимний период надо считать:
1) Создание ряда военизированных радиокурсов, где уже готовые радиоспециалисты совершенствуют свою специальную и военную подготовку, а неподготовленный состав изучает радио и основные военные дисциплины, готовится встать в ряды радистов Красной армии или заменить таковых в случае необходимости.
Эти курсы должны охватить различные категории и группы трудящихся. В первую очередь необходимо заняться переподготовкой и поднятием квалификации командного состава запаса радиочастей, не всегда могущего при своей обычной повседневной работе следить за развитием радиотехники и, естественно, отстающего по своей военной специальности, обучением кадров допризывников, направляемых после подготовки при очередном призыве в радиочасти, женщин-радисток, получающих после подготовки определенную квалификацию радиоработников в органах НКПТ или кооперации, военизацией работников НКПТ, НКПС и коротковолновиков, которые, имея зачастую хорошую специальную подготовку, оказываются совершенными профанами в военной или боевой обстановке и не могут быть сразу использованы для нужд Красной армии.
При проведении курсовой работы надо не забывать ошибки предыдущих лет и обратить особое внимание на правильное укомплектование курсов, проводя таковое через общественные, комсомольские и фабрично-заводские организации, выдвигая на них наиболее активных представителей рабоче-крестьянской молодежи и строя работу на курсах на базе основных методов социалистического строительства — ударничестве и соцсоревновании. Курсы должны быть приближены к фабрикам и заводам, особенно родственным радио по своему производству и достаточно материально обеспечены. Должна быть проведена решительная борьба с текучестью и сохранением всеми мерами принятого состава до конца, для чего проведен ряд мероприятий по разгрузке курсантов от другой общественной и партийно-комсомольской работы, поднята в значительной степени курсовая дисциплина и применен метод общественного буксира к отстающим.
2) Наравне с курсовой работой должна быть развернута работа по созданию радиоподразделений или небольших радиочастей среди учебно-строевых единиц Осоавиахима. Учебно-строевые единицы Осоавиахима в настоящее время уже имеются в ряде районов Союза, показали свою полную жизненность и целесообразность, как единицы, где коллектив определенных районов или предприятий совершенствуется в своей боевой обстановке, сколачивается в одно целое и на полевых занятиях, отрядных учениях приучается к решению определенных тактических задач, сплачиваясь в одно монолитное целое. Кадры уже подготовленных радистов в районах и предприятиях, кадры коротковолновиков мы уже имеем сейчас, и если к ним прибавить кадры учащихся радиотехникумов, школ с производственным уклоном, вузов и т. д., — то кадры окажутся вполне достаточными уже в нынешнем году для того, чтобы мы смогли вполне решительно приступить к выполнению данной задачи и расчитывать на успех.
Учебно-строевые радиоподразделения должны будут принять участие во всех выходах учебно-строевых единиц, помогая им радиосвязью в проведении тактической задачи, а также практиковаться самостоятельно, делая для этого специальные выходы в поле, зимние вылазки на лыжах, с целью приучения к работе на радиостанциях по правилам военной радиокорреспонденции. Помимо этих выходов радиоподразделения должны совершенствоваться в изучении приема на слух и передаче на ключе. Поэтому состав подразделений должен иметь кружки Морзе, в которых идет систематическая тренировка, подобная той, которую стрелок имеет постоянно в стрелковом тире. Каждый член учебно-строевого подразделения должен помнить, что радиосвязь в боевой обстановке быстрее и надежнее может дать тот, кто верно и быстро передаст и примет текст радиограммы. Отсюда, — постоянная тренировка в кружке, дома — на собственном зуммере, с широковещательных станций во время передач по эфиру.
3) Полная военизация всей работы и аппаратуры коротковолновиков. Поэтому нужно, чтобы все коротковолновые секции переключились одновременно и на военную работу. Нужно, чтобы коротковолновик не столько гонялся в свободное время за работой дальних станций, собирал красивые карточки со всех отдаленных мест и, затаив дыхание, устанавливал рекорды, столько направлял свою творческую и конструктивную мысль на дело создания более портативных, компактных, удовлетворяющих нуждам армии, коротковолновых передвижек, могущих работать в боевой обстановке по обслуживанию оперативной связи. Нужно, чтобы были созданы коротковолновые сети, коллективные коротковолновые установки, работающие по поддержанию связи на принципах военной радиосвязи и правил военной радиокорреспонденции. Нужно всех коротковолновиков вытягивать со своими передвижками на полковые учения, выходы в поле учебно-строевых единиц Осоавиахима. Тогда они будут больше вовлекаться в военную работу, не будут замыкаться в своих лабораториях, комнатах, будут больше приучаться к коллективной работе, к военной радистской дисциплине.
4) Проведение ряда различных конкурсов на лучшего радиста-слухача, лучшего коротвоволновика, радиообщественника и т. д. Эти конкурсы проводятся как в пределах области, края, так и в республиканском или общесоюзном масштабе. Они будут стимулировать достижения нашей молодежи, оживлять работу на месттах, где она не получила быть может до этого необходимого размаха, они будут служить хорошей пропагандой достижений отдельных радиоспециалистов.
5) Широкая кампания по созданию радиообщественного актива на фабриках, заводах, колхозах, Красной армии и вовлечение этого актива в непосредственную работу по проведению ряда мероприятий. Эта работа должна проводиться с непременным построением ее на соц. началах — ударничестве и соцсоревновании. Работа, достижения, выполнение, перевыполнение плана отдельными ударниками или соревнующимися должны быть широко освещаемы в радиопечати и по радио. Лучшие активисты должны быть премированы, их фотографии помещены в журналах. Радисты радиолюбители должны знать своих лучших активистов, принимающих деятельное участие в развитии радио, в выполнении контрольных цифр, промфинпланов радиоработы.
Параллельно с этим с активом и при помощи актива должна вестись учебно-показательная работа: устройство лекций, бесед, демонстраций, выставок на различные радиотехнические темы, различных достижений коллективов и отдельных радиолюбителей, проводиться экскурсии на широковещательные станции, радиозаводы, радиоузлы, радиолаборатории и т. д. Это будет служить хорошим стимулом к большей заинтересованности радиотехникой и хорошим агитационно-пропагандистским средством к вовлечению в радиоряды новых сил, еще не вовлеченных в радиоработу или незаинтересованных радио. Интересные и занятные объекты для посещения найдутся везде, силы — тоже. Вопрос исключительно за организацией.
Вся военизированная радиоработа должна проводиться в первую очередь двумя общественными организациями, которых кровно, что называется, заинтересованы в этом — ОДР и Осоавиахимом. Эта работа ОДР и Осоавиахимом должна проводиться в тесном контакте, в тесном согласовании друг с другом всех мероприятий для того, чтобы не получилось параллелизма в работе, не получилось раздробления актива, творческих сил и материальных рессурсов. Вопросы обороны страны, вопросы поднятия боевой мощи Красной армии настоятельно требуют широкого развертывания военизированной радиоработы. Сейчас — наиболее подходящий период. Надо не упускать времени, не упускать актива, надо браться засучив рукава за работу, надо поднять на ноги всю общественность. Декада обороны — рельсы, по которым должна покатиться по начертанному плану военизорованная радиоработа. Она должна быть целесообразно, планово использована ОДР и Осоавиахимом, она должна дать полноценный эффект.
В номере 19—20 «Радиофронт» тов. Васильев совершенно правильно поставил вопрос о правильном учете радиолюбителей, особенно допризывного возраста. Этот вопрос в военной секции Ленинградской областной организации ОДР обсуждался весьма подробно, и пришли к единому мнению, что до сих пор радиолюбители, несмотря на приказ Реввоенсовета, попадают в радиочасти в очень малом числе, они насчитываются единицами. Происходит это потому, что призывные комиссии Военкоматов подчас не знали о существующем приказе об организованной передаче радиолюбителей ОДР (по списку) в радиочасти.
Учитывая всю важность учета радиолюбителей в течение этой зимы, мы предполагаем произвести точный учет их. Методов учета было предложено очень много, но остановились в основном на двух способах:
Первый из них: произвести учет через ячейки, составив списки и направив их в райсоветы, а поcледние в облcовет.
Второй — заполнить второй экземпляр о вступлении в члены ОДР, один экземпляр — хранить в ячейке, а второй в райсовете, и, в случае надобности, райсовет должен составить списки, сделав выборку из заявлений. Способов учета можно предложить много; но важно, чтобы в течение зимы обязательно был сделан точный учет с расчетом, чтобы на будущий год, через штабы Округов и Военкоматы организованно передать в радиочасти всех радиолюбителей, принятых на военную службу.
Нужно Центральному совету ОДР этим делом заняться, дать указания на места и ввести единую систему учета.
Открывающиеся в Москве Институт радиовещания, ряд техникумов и курсов по подготовке работников радиовещания представляют собой значительное достижение в области улучшения нашего радиовещания.
Огромная важность открываемых вузов и курсов и серьезность задач, стоящих перед слушателями их, требуют особого внимания к вопросу укомплектования их действительно выдержанными пролетарскими кадрами, с одной стороны, и с другой — знатоками дела радиовещания, радиолюбителями, интересующимися этим делом, имеющими уже определенный опыт и стаж. Вместе с тем недостаток вещательных работников на наших радиостанциях не даст возможности посылки их на учобу, не оголяя тем самым фронта радиовещания. Приходится поэтому посылать на учобу товарищей, еще мало работавших по вещанию — с малым практическим опытом, уход которых на учобу менее остро отразится на работе станций.
Выход — в создании при Московском институте радиовещания заочного института радиовещания, который часть своей работы проводил бы по радио (в часы, свободные для местных радиоработников), а главное — рассылал бы все застенографированные лекции и доклады своим заочным слушателям, которые бы со своей стороны делились с институтом всем своим опытом и работой, пересылали бы в институт интересные материалы в области массовой, художественной, радиорежиссерской и другой работе своих станций, проводили бы в виде опыта на своих станциях те или иные задания института.
Такая организация учобы дает возможность в кратчайший срок подготовить, не отрывая от производства, значительное число квалифицированных работников радиовещания.
Кустарничеству в области радиовещания пора положить конец. Радиовещание требует максимального внимания всей общественности, особенно радиообщественности. ОДР настаивает перед НКПТ на принятии мер, обеспечивающих правильное развитие радиовещания в стране советов, превращающих его в действительный фактор содействия социалистическому строительству в СССР. Создание заочного института радиовещания является одной из таких мер.
Широкий охват радиовещанием трудящихся Урала, который от радиофикаторов требует довести в 1931 году до 600 000 радиослушательских точек с 80 000 имеющихся теперь, упирается в вопрос материальной возможности.
Основной системой радиофикации, при которой только и осуществимо выполнение такого большого плана, является проволочная, по пути создания в городах, заводах и в районах трансляционных радиоузлов.
Ясно, что такого количества проволоки, как 2 450 тонн и 1 300 000 крючьев, требующихся для радиофикации, мы не получим, поэтому необходимо использовать готовые линии электроосвещения.
Один из этих вопросов можно считать разрешенным — это от электросети постоянного тока. Этот вопрос дает возможность радиофицировать без специальных линий все 80 населенных пунктов с 63 000 хозяйств, имеющих электросети постоянного тока.
Таким образом, получаем экономию в одной проволоке минимум 120 тонн, крючьев до 65 000 штук, прибавляя еще экономию в других материалах с переводом на стоимость, получаем экономии до 120 000 руб., иначе говоря удешевляем стоимость точки в среднем на 6 руб., а освобождаясь от наружных работ (от постройки специальной радиолинии), облегчаем выполнение плана, проводя его и в зимнее время.
Если легко разрешался вопрос с использованием электросети постоянного тока, то трудно разрешается вопрос использования электросетей переменного тока. Но это не должно останавливать, сдерживать радиофикаторов в проработке, испытаниях и этого дела большой важности.
В журнале «Радиослушатель» № 31/99 появилась моя статья: «Как должна быть организована радиогазета» в столь искаженном виде, что признать ее своей я не могу. Она искажает прежде всего мой стиль — об этом я неоднократно говорил редактору и неоднократно требовал возвращения статьи, пролежавшей в редакции с августа месяца. Свой протест, копию коего при этом прилагаю, я направил в редакцию «Радиослушателя», поэтому подлинной своей статьей я могу считать только ту, которая напечатана в № 26—27 вашего журнала.
С. Лопашев 5/ХI 1930 г.
Несмотря на мой отказ на печатание статьи: «Как должна быть организована радиогазета» в том искаженном виде, который она получила после вашей редакторской правки, вы все же поместили статью в последнем номере вашего журнала. Признать ее своей в таком виде я не могу. Предоставлять же пользоваться моими идеями другим я не считаю возможным. Статья после редакторской правки получила казенно-сумбурную форму: она утратила свою логичность и обоснованность. На этом основании считаю ваш поступок некорректным. Подлинная статья моя на ту же самую тему должна появиться в другом журнале, оказавшем мне услугу в помещении ее на своих страницах.
От гонорара,, выписанного мне, я разумеется отказываюсь.
С. Лопашев 4/ХI 1930 г.