"Радиофронт", №28-29, октябрь, 1930 год, стр. 609-612
Ф. КУШНИР
Кронштадтский трансляционный узел рассчитан на питание до 2000 громкоговорителей типа «Рекорд» и 40—50 типа «ТМ», которые предвазначеды для обслуживания: первые — квартир военнослужащих, ленуголков частей и кораблей, и вторые — садов, площадей и больших аудиторий.
Требования, предъявленные к нашему узлу, помимо питания указанного количества громкоговорителей, вкратце сводились к следующему: 1) транслировать работу ленинградских радиовещательных станций, как основную часть программы; 2) транслировать дальние как советские, так и заграничные радиовещательные станции; 3) передавать из собственной студии доклады, лекции, информационные сообщения, вечера краснофлотской самодеятельности и другие художественные передачи, и 4) свести к минимуму управление и обслуживание.
В силу таких многочисленных требований наш узел получился довольно сложным по конструкции и монтажу, но благодаря этим усложнениям в конструкции удалось достигнуть значительной простоты в обслуживании и управлении узлом.
Весь узел состоит из следующих частей: приемная часть, студия, предварительное усиление, оконечное усиление, аккумуляторная, эарядное устройство и мастерская. Расположение этих устройств показано на рис. 1, представляющем собой план узла.
Приемное устройство состоит из двух приемников, вертикальной антенны высотой в 13 метров и рамки. Первый приемник — фабричный типа ЛБ—2, служит для приема ленинградских радиостанций и второй — самодельный нейтродин — для приема дальних станций. Наличие двух приемников позволяет с наименьшими перерывами переключаться с одной станции на другую, свободно выбирать лучшую как по программе, так и по технике вещания, а находящийся на столе приемников микрофон позволяет объявлять слушателям и названия станций и краткое содержание пропущенной части программы. Этот же микрофон, с помощью переключателя, используется во время передач из студии для объявления исполняемых номеров и музыкальных пояснений. Схема соединений на приемном столе показана на рис. 2.
Студия, площадью в 17 кв. м, полностью не заглушена, так как при полном заглушении теряется натуральность речи и, в особенности, пианино. Заглушены боковые и задняя стены прямыми полосами мягкой материи, повешенной на расстоянии 10 см от стен. Стена перед микрофоном и потолок оставлены без драпировки. Пол заглушен слоем пробки и толстым ковром.
В студии имеются два соединенных параллельно микрофона. Расстояние между микрофоном и исполнителем, а также степень громкости исполнения устанавливаются опытным путем, помощью сигнализации световым транспарантом из помещения дежурного на контроле передачи. Фотография на рис. 3 представляет собою часть студии во время пробных передач. Исполнители — краснофлотцы, участники постройки узла.
Ток от одного из приемников или микрофонов поступает на предварительный усилитель типа УП—3 завода «Профрадио», у которого переделан вход. Выброшен джек переключения на микрофон, а вместо него смонтирован входной щиток с штеккерным включением на линии от приемников из студии или на одну из микрофонных линий вне узла. Весь усилитель амортизован и врезан в специальный стол. На фотографии рис. 4 виден этот усилитель. При включении штеккера в джек микрофонов автоматически включаются две сигнальные лампочки — одна в студии, а вторая в оконечном усилителе, дающие знать, что микрофон включен. Подводка тока от приемников и микрофонов выполнена освинцованным кабелем, под штукатуркой, с надежно заземленными оболочками во избежание влияний посторонних индукций.
В целях экономии питания УП—3 у нас работает на двух лампах СТ—83, вместо ПТ—19 и на 7-ми УТ—40 вместо УТ—1 или УТ—15. Получающаяся при этом на выходе мощность (до 1,5 ватт) вполне достаточна для раскачки оконечного усилителя.
Оконечный усилитель собран по обычной схеме «пуш-пулл», частью из деталей, изготовленных «Профрадио», частью из сделанных своими силами. Смонтирован в трех шкафах, склепанных из углового железа; размер каждого шкафа 1 × 1,5 × 2 метра. Первый шкаф заключает в себе установку для питания усилителя, состоящую из трехкиловаттного повышающего трансформатора 3-фазного тока, повышающего напряжение с 110 до 2500 вольт, ртутного выпрямителя и фильтров с ламповым делителем напряжений. Второй, собственно усилительный, шкаф заключает в себе входной трансформатор, ламповую панель на 4 лампы М—53 (бывш. М—250) и две УТ—1, включенные своими анодами в цепи сеток М—53 (для устранения сеточных токов), реостат накала, понижающий трансформатор до 12 вольт для накала, миллиамперметр в цепи анода, вольтметр в цепи накала до 15 вольт, вольтметр сеточного смещения до 250 вольт (задаваемого аккумуляторами, расположенными здесь же), и выходные трансформаторы. Третий шкаф представляет собой выходной щит с рубильниками, включающими линии, с переключателями на измерение сопротивлений их и с плавкими и грозовыми предохранителями. Три переключателя имеют следующие назначения (рис. 5).
Первый из них № 1 позволяет включать в каждую из линий контрольный репродуктор, второй № 2 ставит на измерения любую линию и третий № 3 позволяет в первом положении измерять сопротивление между двумя проводами линий и во втором и третьем — между любым проводом и землей. Такое переключение позволяет быстро установить причину неисправности линий и тем самым ускоряет устранение этих неисправностей.
В целях наибольшей безопасности обслуживающего персонала устроена блокировка, благодаря которой вход внутрь шкафов возможен лишь при разомкнутой цепи первичной обмотки трансформатора высокого напряжения.
Питание оконечного усилителя, как уже было сказано, осуществляется через ртутный выпрямитель, дающий выпрямленный ток напряжением в 2 500 вольт для питания анодов ламп М—53. Нити их питаются переменным 50-периодным током через понижающий трансформатор с 110 до 12 вольт при 6А на каждую лампу. Смещающее напряжение на сетки дается от 3-кислотных (свинцовых) аккумуляторных батарей по 80 вольт, соединенных последовательно.
Питание предварительного усилителя, приемников и микрофонов целиком производится от аккумуляторов. Для анодных напряжений служат щелочные аккумуляторные батареи по 40 вольт, емкостью по 2,5 ампер/часа, для накала и микрофонов — кислотные по 4 вольта, емкостью в 60 ампер/часов. Для бесперебойного питания предварительного усилителя имеется двойной комплект аккумуляторов для анода и для накала. Для быстрого и одновременного включения последовательно 4-х сорокавольтовых батарей на работу и такого же количества параллельно для зарядки, сделан одиннадцатиполюсный переключатель, благодаря которому возможен одновременный заряд и разряд обеих групп при минимуме затраты времени на переход с одной группы на другую. Рис. 6 дает представление о схеме и устройстве этого выключателя.
Все аккумуляторы находятся в отдельном, хорошо вентилируемом помещении (рис. 7), и от них кабелями проложена проводка к зарядным щитам, на которых сосредоточено управление ими. Зарядный ток дает небольшая динамо-машина в 100 в. 15А, приводимая в движение мотором 3-фазного тока с короткозамкнутым ротором мощностью в 2 лош. силы.
Для наибольшего удобства обслуживания, пуска в ход и управления станцией сконструирован щит управления. На столе дежурного укреплен вертикально мраморный щит, на котором смонтированы следующие приборы (см. рис. 8): (1) амперметр для измерения зарядного тока аккумуляторов, (2) вольтметр переменного тока для измерения напряжения на первичных обмотках силовых трансформаторов и (3) вольтметр постоянного тока на 250 в. с переключателем (4), измеряющий напряжение разряжаемых и заряжаемых аккумуляторов и напряжение динамо-машины. Затем, рубильник зажигания ртутной колбы (5), накала ламп (6) и высокого напряжения (7) оконечного усилителя; переключатель групп для включения аккумуляторов на аноды предварительного усилителя (8), одиннадцатиполюсный переключатель для соединения аккумуляторов параллельно и последовательно (видна лишь ручка — 9) и рубильник в цепи динамо-машины (10). На этом же столе расположены: реостат для зарядки аккумуляторов (11), сигнальные кнопки для сигнализации в студию (12), настольный телефон и коммутатор для переговоров с монтером на линии. Такое на первый взгляд большое количество приборов позволяет дежурному, не сходя с места, следить за всей работой станции, контролировать ее, выключать и включать всю станцию, кроме приемников, сигнализировать в студию о качестве исполняемых номеров, заряжать и разряжать аккумуляторы и т. д. На рис. 8 изображен вид стола дежурного с расположенными на нем приборами и щитом управления.
Линии, общим протяжением около 40 км, протянуты по крышам на штырях; однако применять такую систему подвески линии мы не рекомендуем, так как лазить по крышам зимой, в снегу, очень неудобно и опасно, а каждый провес и обрыв заземляет линии. От узла линии идут звездообразно, в количестве шести магистралей; имеют на своем протяжении ряд разрывных пунктов. Провод самый разнообразный — от одномиллиметрового обмоточного до четырехмиллиметрового гупера. Разная прочность и степень изоляции таких проводов очень скверно отражается на работе узла. Часты обрывы, заземления и пр. В общем — это наше больное место. В будущем году думаем заменить все линии проводом ПР в 2,5 мм2, но получение этого провода зависит от ВЭО.
Помимо переустройства линий перед нами стоит ряд задач, которые нужно выполнить к предстоящей зиме:
1. Расширение собственного вещания за счет передачи вечеров самодеятельности, газеты «Красный Балтийский флот» и т. д.
2. Создание при узле организации ОДР, объединяющей все флотские ячейки.
3. Организация при узле мастерской для ремонта любительской аппаратуры флота.
4. Радиофикация морского госпиталя и т. д.
Задачи стоят большие, но думается, что при поддержке заинтересованных организаций и активном участии всей краснофлотской общественности нам удастся с ними справиться.
В заключение считаю необходимым упомянуть краснофлотцев радиоузла Глогау, Серебрянского, Беляева, Медведева, Ильина, Скрыпникова и Луговского, благодаря энергичной работе которых нам удалось разобрать, перенести в другое помещение, установить и смонтировать весь узел в течение всего лишь 21 дня.