РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №7-08, 1925 год. Всем. (Текущие темы и новости)

"Радиолюбитель", №7-8, июнь, 1925 год, стр. 145

Всем.

(Текущие темы и новости)

Всесоюзное радиовече

Нашим читателям памятен доклад т. Каменева на XIII губпартконференции "Об итогах годовой работы ЦК РКП". Этот доклад, как известно, передавался с эстрады Дома Союзов, на которой был установлен микрофон, соединенный трансляцией (проволочной линией) с передатчиком радиостанции им. Попова в Сокольниках.

Здесь слова оратора трансформировались (электрически преобразовывались) в радиоволны и излучались в пространство на несколько сот и даже тысяч километров.

В дни XII Всероссийского и III Всесоюзного С'езда Советов тысячные толпы народа, еще не приобщавшиеся к радио, все еще не имеющие своих собственных приемных станций, запружают все площади Москвы, чтобы "послушать с'езд".

На первый взгляд, в этих передачах по радио политических собраний нет ничего особенного. Мы уже начинаем смотреть на них, как на будничное явление.

А между тем, эти передачи знаменуют собой начало совершенно новой политической эпохи, — эпохи "радиовеча". Ибо, впервые со времен древне-русской племенной сходки, все граждане, а в первую голову, выражаясь языком княжеской Руси, — "мужи черные, смерды, дружинники и самые худые мужики", вооружившись дешевым и элементарно-простым прибором для приема радиоволн, или просто выйдя на ближайшую площадь, имели возможность присутствовать на конференции партии РКП (б) или на с'езде Советов. Мы говорим "присутствовать", так как, кроме чисто зрительных ощущений, у каждого слушавшего доклад Каменева, или, напр., более поздний доклад Фрунзе "О Красной армии", создавалось именно такое впечатление, что он лично, физически присутствует в зале Дома Союзов или в Большом театре, настолько ясно и отчетливо передавались не только речь докладчиков и прения, но и разговоры в президиуме, реплики из зала, аплодисменты, оркестр и проч.

Впервые в истории политической жизни страны мы имели возможность заслушать отчеты правящей партии и правительства не обычным путем, т.-е. не через печать, не через своих выборных представителей в центре, а непосредственно из уст вождей этой партии и руководителей правительства, так сказать, "с глазу на глаз". Но этого мало.

На этих грандиознейших радиомитингах, численностью не менее полмиллиона человк, присутствуют легионы молодежи с начинающимся лишь складываться политическим мировоззрением, молодежи, получающей от таких выступлений значительно лучший урок народной экономики и политики, нежели в состоянии им дать десятки газет и сотни сухих, безжизненных книжек.

На этих митингах поневоле присутствуют и политически инертные слои населения, преследуемые по всей Москве внушительным басом иерихонских труб Радиобюро МГСПС и "Радиопередачи".

Радио возвращает нас неуклонно к прежней поголовной племенной сходке.

Это чудесное политическое омоложение уже частично нами достигается.

Мы входим в такую эпоху, когда главы государства будут отчитываться непосредственно "самому плохому мужику".

Уже сейчас целый ряд радиокудесников: Ли де Форест и Дженкис в Америке, Белэн во Франции, Дионис Михали в Венгрии и, кажется, наш Бонч-Бруевич в СССР работают над проблемой передачи звуков и изображений по радио не порознь, а синхронически, т.-е. одновременно.

Уже сейчас производятся успешные опыты с так наз. "радиостанциями релэ", системой, позволяющей одной станции принимать волны другой и переизлучать их дальше в ничуть не искаженном виде

Если результаты всех этих опытов окажутся применимыми и надежными для широкой практической работы, мы вступим окончательно в новую политическую эпоху "всесоюзного радиовеча".

Стомиллионный митинг народов СССР по радио не за горами.

Г. Б. Малиньяк.

Год профсоюзного радио

В мае прошлого года при культотделе МГСПС начало свои действия скромное состоявшее всего из трех человек, "Бюро