РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №9, 1925 год. На станции им. Коминтерна

"Радиолюбитель", №9, июнь, 1925 год, стр. 184-185

На станции им. Коминтерна

М. Юсуп.

Кривыми путанными типично-московскими переулками мы пробирались на станцию. Обманчиво близко высились ее мачты — вот как будто из-за ближайшего забора поднимаются, а пройдешь еще несколько шагов, да завернешь еще за угол и видно, что далеко еще до станции. То в одну сливаются мачты, то опять расходятся, видны обе. Вдоль одной из мачт поднимают в люльке рабочего-мачтовика для подвески антенны. Тонкой змейкой тянется вниз от руки рабочего конец подвешиваемого антенного канатика. Отчетливые и резкие линии его фигуры постепенно стираются по мере под‘ема. Точно паук ползет по мачте со своей паутиной и замирает неподвижным серым комочком на громадной высоте у самой верхушки полуторастаметровой мачты.

На одном уровне с ним еле заметными для глаза прямыми ровными нитями тянутся провода антенны. Двускатная крыша этих проводов простирается над приземистым одноэтажным зданием станции. В этом здании помещается самая мощная в СССР ламповая радиотелеграфная установка — радиотелеграфная станция НКПиТ имени Коминтерна. Она поддерживает постоянную коммерческую связь со всей Европой, успешно конкурируя с международными проволочными телеграфными линиями и морскими кабелями. Крупнейшие станции главнейших стран Западной Европы, как Науэн в Германии, Лион во Франции, Кольтано в Италии и Нордхольд в Англии являются ее постоянными корреспондентами. Но и внутри Союза район действия станции подчас не меньше — советскими корреспондентами станции являются такие отдаленные пункты нашего Союза, как Ташкент и Ново-Николаевск.

Немудрено, что для покрытия таких громадных расстояний станция должна иметь немалую мощность и, действительно, средняя мощность в антенне при работе радиотелеграфа достигает 35 киловатт.

Остановимся вкратце на ее устройстве, так как устройство крупнейшей в СССР радиотелеграфной станции представляет несомненный интерес для советского радиолюбителя.

Радиотелеграфная станция им. Коминтерна питается переменным трехфазным током городской электрической станции.

Городской ток поступает на станцию под обычным напряжением в 220 вольт. Между тем, для питания ламп радиотелеграфного передатчика необходим ток гораздо более высокого напряжения. Поэтому на станции он подается в особую трансформаторную будку, где поступает в помещающийся там большой трансформатор, который повышает напряжение тока с 220 вольт до 10.000 вольт.

Но для питания катодных ламп передатчика требуется постоянный ток, между тем, трансформатор лишь повышает напряжение тока, но ток остается переменным. Для преобразования тока из переменного в постоянный, ток из трансформатора поступает в особые ртутные выпрямители. Ртутные выпрямители состоят из двух наглухо запаянных колб причудливой формы с налитым на дно толстым слоем ртути. Из этих колб откачан воздух и в них впаяны провода от вторичной обмотки трансформатора и от динамо-машины постоянного тока. Помощью последней внутри колбы зажигается вольтова дуга в парах ртути. Когда дуга зажжется, выключают постоянный ток от динамо и включают переменный ток трансформатора на выпрямитель. Благодаря тому, что ртутная дуга способна пропускать ток только в одном направлении, ток выпрямляется, т.-е. из переменного превращается в постоянный.

Такая "односторонняя проводимость" ртутной дуги об'ясняется условиями горения вольтовой дуги.

Эта дуга горит странным зелено-фиолетовым светом. Цвет всех окружающих предметов резко искажается. Деревянные некрашенные предметы становятся ярко зелеными. Человеческое лицо кажется мертво-зеленым и на этом зеленом фоне выделяются темно-фиолетовые губы, а щеки залиты голубым румянцем. Долго находиться в свете ртутной дуги нельзя, так как она выделяет большое количество ультра-фиолетовых лучей, которые вредны для здоровья.

Выпрямленный ток поступает под напряжением 7500 вольт в цепь высокого напряжения, в которую последовательно включено телеграфное релэ. Это релэ представляет в основе своей электромагнит, при помощи которого можно размыкать и замыкать цепь высокого напряжения. Релэ управляется обычным телеграфным ключем. Необходимость включения релэ станет ясной, если вспомнить, что при размыкании цепи релэ должно прервать ток напряжением 7500 вольт. Понятно, что в такую цепь телеграфный ключ непосредственно включен быть не может.

Нажимая и отпуская телеграфный ключ, телеграфист передает сигналы азбуки Морзе, последовательно прерывая ток в цепи высокого напряжения. Этот прерывистый ток воздействует на лампы передатчика.

Генератором незатухающих колебаний служат две катодные лампы, мощностью по два киловатта. Эти колебания усиливаются двумя большими 25-киловаттными лампами, соединенными параллельно. Такая схема носит название генератора с посторонним возбуждением, так как большие 25-киловаттные лампы возбуждаются другими, меньшими лампами.


Передатчик на короткие
волны, работавший на
радиостанции им. Комин-
терна.
 
  Этот передатчик установил
впервые связь с Америкой.
В настоящее время нахо-
дится на всесоюзной радио-
выставке.

Интересно отметить, как резко меняется понятие, вложенное в какое-либо слово с развитием техники. Для большинства людей слово "лампа" имеет вполне определенное значение, почти ничего общего не имеющее с тем, что понимают под этим словом в радиотехнике. В самом деле, спросите любого человека, что такое лампа, и он опишет один из приборов, служащих для освещения комнаты, тротуара и т. д. Стекло, испускаемый яркий свет и небольшие размеры — вот обычные основные признаки лампы. Между тем, 25-киловаттная катодная "лампа" системы проф. Бонч-Бруевича почти совершенно потеряла все признаки лампы. Это большой металлический цилиндр с водяным охлаждением и лишь небольшой стеклянной шейкой, в которую впаяны провода, подводящие ток. Только где-то в глубине цилиндра теплится последний намек на "лампу" — светлая полоска нити накала. Наконец, назначение таких ламп вовсе не освещение, а возбуждение электрических колебаний.

Эти колебания возникают в антенне станции им. Коминтерна, имеющей форму двускатной крыши длиною 200 метров, подвешенной на двух деревянных мачтах высотою по 150 метров. Под всей антенной на невысоких столбах натянута проволочная сеть, представляющая собой противовес. Здание станции находится посредине между мачтами и ввод идет острым углом от станции к одной из мачт. Этот ввод соединен с генераторной группой через большую проволочную катушку, намотанную на многогранной деревянной призме. Назначение ее — удлинить длину волны антенны, почему она и называется удлинительной катушкой самоиндукции антенны. Антенна включается при помощи большого рубильника, нож которого имеет около метра длины.

Только что описанная радиотелеграфная установка начала работать лишь с февраля 1924 года, между тем, как станция им. Коминтерна существует еще с 1921 года. Осенью 1921 года была начата постройка станции.

В чрезвычайно тяжелых для строительства условиях строилась станция, но благодаря умелому и настойчивому руководству строителя станции проф. Бонч-Бруевича и тому вниманию, которое уделяло этому делу советское правительство и в особенности В. И. Ленин, к осени 1922 года постройка станции была закончена, и с октября 1922 года станция им. Коминтерна начала свою работу. Необходимо отметить, что эта станция целиком — продукт русского производства1).

Первоначально станция была сконструирована таким образом, что могла работать и как радиотелеграфная и как радиотелефонная. Но в начале 1924 года был закончен отдельный телеграфный передатчик, а первоначальная установка с этого времени работает исключительно как радиотелефонная. Она питается от своих динамо-машин. В большом светлом зале машинного отделения установлены три аггрегата. Каждый из них состоит из 50-сильного 3-фазного электромотора переменного тока и двух динамо-машин постоянного тока мощностью по 15 киловатт каждая, сидящих на валу электромотора. Каждый такой аггрегат дает постоянный ток напряжением 1500 вольт и все они соединены последовательно, так что ток для питания ламп передатчика подается к ним под напряжением в 4500 вольт.

Каким же образом осуществляется радиотелефонная передача на станции им. Коминтерна?

На станции имеется особая, затянутая коврами, комната — так называемая студия. В студии на особом выдвижном штативе на резиновых трубках подвешен угольный микрофон. Когда говорят или играют перед микрофоном, то его мембрана приходит в колебательное движение от звуковых волн. Эти колебания вызывают изменения электрического сопротивления микрофона, благодаря чему ток, идущий через микрофон, также непрерыво меняется по своей силе. Этот меняющийся микрофонный ток, несущий на себе как бы отпечаток передаваемого разговора или музыки, подается к группе маленьких катодных ламп на так называемом столе предварительного усиления, помещающемся в той же студии, и здесь усиливается двумя ступенями усиления, как говорят, — двумя каскадами. Сначала — одной лампой — первый каскад, а затем — во втором каскаде — двумя лампами. Но и после этого усиления микрофонный ток оказывается еще недостаточно мощным для воздействия на модуляторные лампы передатчика. Поэтому ток подается на большой усилитель, расположенный в другой комнате, в генераторном зале, состоящий из 6 катодных ламп, мощностью уже по 2 киловатта каждая, и здесь во второй раз усиливается тремя каскадами. Теперь уже мощность тока оказывается достаточной, и усиленный таким образом ток поступает на модуляторный щит, где расположено 12 катодных ламп мощностью по 2 киловатта каждая. В том же генераторном зале станции находится генераторный щит, на котором размещены 12 таких же катодных ламп. Генераторная и модуляторная группы ламп соединены последовательно и назначение их заключается в следующем: модуляторные лампы, к которым подается усиленный микрофонный ток, должны так воздействовать на генераторную группу, чтобы ее лампы возбуждали в антенне электрические колебания, постоянно меняющиеся по своей мощности. А эти изменения мощности излучаемых радиоволн, происходящие в такт с передаваемой музыкой, дают возможность при приеме радиоволн получать в телефоне приемника полное воспроизведение всего, что произносится перед микрофоном студии.

Радиотелефонная станция им. Коминтерна является самой мощной станцией в СССР, она имеет среднюю мощность в антенне 12 киловатт. Благодаря такой большой мощности радиус действия станции также очень велик. Она слышна на расстоянии до 3000 верст. Ее передачи принимаются на усилитель в таких отдаленных пунктах нашего Союза, как Томск, Ташкент и т. д.

Конечно, при приеме на детектор дальность действия станции значительно уменьшается, но и в этом случае передачи "Коминтерна" слышны на расстоянии до полутора тысяч километров, примером чего может служить прием "Коминтерна" в г. Ставрополе на Кавказе.

К осени предполагается переоборудование станции, при чем мощность ее будет доведена до 25 киловатт. После переоборудования она по мощности не будет уступать самой мощной в мире — Чельмсфордской радиотелефонной станции. Вместе с этим будет улучшено и качество передачи.

Весь рабочий день станции загружен полностью. Целый день со станции Коминтерна даются передачи, прерываемые лишь на время работы радиотелеграфной станции, так как радиотелефонная и телеграфная станции Коминтерна работают одной и той же антенной.

Ежедневно передается информация Роста, бюллетени Бюро погоды, новости рынка, концерты, лекции. Кроме того, два раза в день передается "Радиогазета". Эти передачи порождают много хлопот и беспокойств за границей. Станция Коминтерна одинаково хорошо слышна как на восток от Москвы, так и на запад. Но в то время как в восточном направлении все 3000 верст радиоволны проходят над советской территорией, в западном направлении радиоволны, не считаясь с пограничными кордонами, добрую половину этого расстояния проходят над чужой территорией в западных странах наших соседей. И вот тут-то и начинаются хлопоты для заграничных блюстителей порядка. Всегда найдутся охотники послушать московские концерты, но это еще полбеды, находятся любители московских новостей — московских докладов на политические темы, а это уже действительно беда. И с красной опасностью в эфире борются приблизительно так же, как борются вообще с красной опасностью.

Варшавская радиостанция, например, во время подобных передач Коминтерна запускает свой передатчик и, не давая даже своих новостей или речей, в противовес московским, просто "засоряет эфир", — это мешает приему, забивая своей какофонией московскую передачу.

Вот как туго приходится нашем радиоволнам в негостеприимном эфире западных соседей.


1) Самый важный и наиболее сложный элемент радиостанции — это мощные катодные лампы. Все установки станции оборудованы лампами системы проф. Бонч-Бруевича, изготовленными в Нижегородской радиолаборатории им. В. И. Ленина.