Прошло лишь немного более года, как у нас начало развиваться радиолюбительство, а уже жизнь, подводя итоги даже этому кратковременному существованию нового фактора общественной жизни, заставляет учесть весь его опыт, все допущенные ошибки и промахи, с тем, чтобы помочь радиолюбительству развиваться впредь по той линии, которая является наиболее правильной в наших условиях для наших целей. С момента интенсивного развития радиолюбительства в Америке и Европе перед этими странами встала настоятельная необходимость организации как радиолюбительского движения, так и самих радиолюбителей. Такая необходимость диктовалась огромным интересом населения упомянутых стран к быстро развивающейся, полной чудес новой области радиотехники, завоевавшей себе право гражданства наравне с осветительной лампочкой почти в каждом доме. Вследствие этого повышенного интереса возникла иастоятельная потребность навести известный порядок в эфире, грозившем при более чем неосторожном обращении новых радиотехников с малознакомыми им приборами стать источником недоразумений и недовольства. Проще говоря, необходимо было возложить на кого-нибудь ответственность за работу радиолюбителя в новой для него области, и Америка и Европа сочли наиболее правильным возложить эту ответственность на организации радиолюбителей в лице их клубов и об’единений. Конечно, нельзя сказать, чтобы такие клубы и организации ограничивались бы только что указанными задачами; параллельно они занимались и развитием своих членов (в области радиотехники), снабжением их необходимыми справками, созданием своих лабораторий и т. д.
Наше радиолюбительство, возникнув первоначально по почину и при исключительном содействии Московского Губернского Совета Профессиональных Союзов, с опубликованием декрета о свободе эфира (28 июля 1924 г.) быстро перекинулось и на ряд других городов и стало захватывать все большие и большие массы трудящихся СССР. И у нас, с развитием радиолюбительства, возникла необходимость в его организации, но у нас задачи и цели этой организации выгодным образом отличаются от задач и целей соответствующих заграничных организаций тем, что наши профсоюзные организационные формы радиолюбительства рассматриваются, в первую очередь, как средство распространения и популяризации радиознаний среди широких масс населения СССР и, во-вторых, как средство приобщения этих масс к культуре во всеоб'емлющем смысле этого слова. Поэтому совершенно естественным является то обстоятельство, что профсоюзные организации вначале в лице МГСПС, а затем и ВЦСПС подошли к радиолюбительству не как к любительству, а как к одному из важных видов культработы, которая ведется среди членов профсоюзов.
Каковы же те методы, с которыми Радиобюро МГСПС подошло к радиолюбительству для его развития и распространения?
Эти методы были, несомненно, наиболее соответствующими боевому лозунгу возможно быстрого продвижения радиознаний в массы и тому курсу, который был взят вначале, т.-е. курсу непосредственно на радиолюбительство.
Для того, чтобы подвести известную теоретическую основу под работу радиолюбителя, он был организован в кружки, были разработаны устав и программа работы кружков, и каждому кружку за счет культфонда союза был дан бесплатно руководитель. Руководителями кружков являются большей частью учащиеся высших учебных заведений последних курсов, которые ведут работу в кружках путем собеседований, лекций, консультаций и т. п.
Работа по изучению теоретических основ радиотехники увязывалась тесно с применением на практике полученных знаний. Для этого всякому радиолюбителю предлагалось выполнить какую-нибудь конструкцию радиоприемника. К сожалению, приходится отметить крайнее однообразие выполнявшихся как в кружках, так и отдельными радиолюбителями конструкций. Как произведенная анкета, так и январская выставка МГСПС показали, что большинство конструкций детекторных радиоприемников сводится к нескольким типам (портсигар, «РЛ» № 5, «РЛ» № 7 и т. п). Что касается ламповых конструкций, то здесь радиолюбителю пришлось столкнуться с отсутствием на рынке отдельных деталей, позволяющих собирать и осуществлять любую схему.
Между тем, радиолюбителя надо определенно толкать на экспериментирование с готовыми деталями, а не в сторону изготовления этих деталей.
Конечно, приятно и интересно построить самодельный телефон, трансформатор и т. п. детали, но такое кустарничество отвлекает радиолюбителя от главной задачи — осуществления определенной схемы для получения приема и заставляет его биться над разрешением задач, над которыми в отдельных лабораториях наиболее солидных фирм Европы и Америки бьется мысль десятков инженеров и ученых. В самом деле, какая-нибудь попытка построить самодельный громкоговоритель или трансформатор является, безусловно, обреченной на неудачу, так как вопросы, связанные с их конструированием, необычайно сложны. Радиолюбитель об этом и не подозревает, и единственным оправданием его попыток является желание создать то, что ему недостижимо по цене, или что совершенно отсутствует на рынке.
Другим не менее важным фактором практической работы радиолюбителя является прием. На приеме радиолюбитель проверит свою конструкцию, свое умение самостоятельно разобраться в изученных им явлениях и свое умение применить эти познания для достижения наилучших условий приема. Результаты, достигнутые нашими радиолюбителями в этой области, значительны, если принять во внимание условия первоначальной работы радиолюбителя. Московский радиолюбитель с самого начала находился в наиболее выгодных условиях приема. Три самых крупных и наиболее удачно сконструированных радиостанции (Коминтерн, Сокольники, МГСПС) находились у него буквально под боком. Поэтому вполне естественно, что москвичи пошли в сторону конструирования громкоговорящих установок. Появление таких установок в клубах значительно способствовало развитию радиолюбительства среди членов и посетителей клубов. Провинция, в смысле условий приема, находилась в худших условиях, чем Москва, и за отсутствием местных радиовещательных станций провинциальные радиолюбители стремились, главным образом, к приему на телефон Москвы, которая по дальности расстояния являлась, во всяком случае, своего рода собственной заграницей. Ведь услышать в Севастополе Сокольники, это не менее трудная задача, чем в Берлине услышать Рим или в Константинополе услышать Лондон.
Необходимо отметить, что наряду с обслуживанием организованного в кружки радиолюбителя, Радиобюро КО МГСПС задалось целью обслужить и такого радиолюбителя, который по той или другой причине не мог примкнуть к кружковой работе. Так создалась первая в истории радиолюбительства СССР радиоконсультация. Результаты не замедлили сказаться. Переполненная до отказу консультация показала, что в тот момент она являлась не только жизненной формой удовлетворения запросов индивидуального радиолюбителя, но и формой, наиболее отвечающей условиям этого момента, характеризовавшегося отсутствием литературы, справочников, школ и курсов. Для того, чтобы приблизить консультацию к рабочим окраинам, вместо центральной радиоконсультации было открыто 7 районных консультаций, расположенных, преимущественно, в рабочих клубах.
Наконец, чтобы дать индивидуальному радиолюбителю возможность прослушать систематический курс основ радиотехники. были организованы пятинедельные радиокурсы, пропустившие свыше 500 человек. Курсы сопровождались демонстрациями и этим выгодно отличались от кружковой работы, проходившей без всяких демонстраций наглядных пособий.
Мы рассмотрели более или менее подробно все виды работы в области распространения радиознаний, которые нашли себе применение в профсоюзном радиолюбительстве. Можно ли сказать, что формы и методы этой работы являются чем-то окончательно установленным, не подлежащим изменению, расширению и углублению? Можно ли считать совершенными эти методы и формы работы, и, если нет, то какие изменения и дополнения должны быть в них внесены? Радиолюбительству, вступающему лишь во второй год своего существования, еще далеко до окончательных форм его развития, но в то же время мы уже имеем возможность учесть опыт первого года, допущенные ошибки и промахи, и повести более углубленную работу, улучшая при этом старые формы и используя новые.
Начнем с инструктирования. В этой области предстоит большая работа по методике инструктирования и работы в радиолюбительских кружках. Отмечая, несомненно, большие успехи, достигнутые многими радиоинструкторами МГСПС как в умении подойти и связаться с рабочей аудиторией, так и в умении передать ей соответствующие знания, приходится констатировать один крупный минус, относящийся к общественной жизни студенчества вузов, который легко исправить, если на него обратить соответствующее внимание. При громадном числе кружков по специальным вопросам, вопросам профдвижения и т. п. ни в одном вузе нет кружка, который бы вел работу по изучению методов популяризации тех специальных знаний, которые вузовец получает в своем вузе. Неудивительно поэтому, что сплошь и рядом, приступая в порядке профессиональной работы к чтению лекций, докладов по специальным вопросам на фабриках и заводах, приступая к той же работе во время летней практики, вузовец чувствует себя весьма неуверенным в новой области работы, — работы, которая при его знаниях кажется ему пустяшной, но при ближайшем подходе оказывается далеко не легкой. Такая же картина наблюдается и тогда, когда радиоинструктор впервые приступает к своей работе, и тут возникает мысль, нельзя ли как-нибудь учесть тот опыт, который в течение года получили 70 радиоинструкторов МГСПС с тем, чтобы вновь поступающие инструктора не блуждали бы подобно их старшим товарищам, а руководствовались бы их опытом.
В силу высказанных соображений были организованы методические совещания инструкторов, в задачу которых входит проработка с методической стороны программы работы кружка, учет опыта, ошибок отдельных инструкторов и выработка определенных методов подхода к аудитории, методов изложения и деталей излагаемых тем, Эти методические совещания будут иметь большое значение не только в смысле улучшения методики инструкторской работы. Они, несомненно, введут самое радиолюбительство в более нормальные и определенные рамки и обеспечат ему возможность успешного развития. Собрание радиоинструкторов МГСПС выделило из своей среды две подсекции: подсекцию библиографическую и подсекцию конструкторскую. Рассмотрим вкратце задачи этих двух подсекций.
В задачу библиографической подсекции будет входить просмотр всей выходящей радиолюбительской литературы и отбор тех книг, которые могут быть полезны для радиолюбителя. С одной стороны, несомненно, правильно, что отбор книг будет производиться инструктором, хорошо знакомым с массой, для которой необходима книга; с другой стороны, небходимо резко реагировать на ту радиомакулатуру, которая стала в изобилии поступать на рынок и которая может только затуманить, а не прояснить сознание радиолюбителя. Рекомендуемая радиолитература будет печататься в библиографическом бюллетене «Фабрично-заводская профсоюзная библиотека» и в «Радиолюбителе» и надо полагать, что рабочие библиотеки перестанут тратить деньги на те произведения печати, которые лишь по недоразумению можно считать книгами по радиотехнике.
В задачу конструкторской подсекции входит, в первую очередь, подбор дешевых или самодельных демонстрационных приборов и наглядных пособий, необходимых для работы инструкторов в кружке, и подбор конструкций тех приемников и в дальнейшем тех передатчиков, которые должны строиться в кружках. И тут, конечно, мы подходим вплотную к разрешению давно наболевшего вопроса.
В самом деле, каждому известно, как трудно работать инструктору в кружке, пользуясь помимо речи лишь доской и куском мела. Для усталого от дневной работы слушателя, эти два средства воздействия недостаточны, и для возбуждения его внимания необходимы демонстрации. Отсюда мысль о центральной радиобазе инструкторов московских профсоюзов, которая будет давать инструктору для его работы в кружке и клубе демонстрационный прибор, наглядное пособие, громкоговоритель, волшебный фонарь с диапозитивами и т. п. В дальнейшем эта база составит радиосекцию проектируемого Центрального Профсоюзного Передвижного Музея Наглядных Пособий, который должен будет обслуживать все виды профсоюзной культработы. Разработка конструкций приемников и передатчиков для конструирования в кружках должна помочь изжить то крайнее однообразие конструкций, которое нами отмечалось выше. Нам необходимо развивать творческую мысль радиолюбителя, толкать радиолюбительскую массу в сторону увеличения многообразия конструкций, и для осуществления этих целей в самой структуре профсоюзного радиолюбительства таятся широкие возможности. В самом деле, радиолюбительские кружки представляют из себя громадную проверочную мастерскую, которая при организованности может быстрее пропустить и проверить десятки самых разнообразных конструкций. Для этого достаточно организованно раздать по отдельным кружкам отобранные конструкционной подсекцией конструкции и затем, по выполнении, проверить их качества. Естественно, что Центральный Музей, благодаря такой системе работ, быстро обогатится большим количеством образцов приемников самых разнообразных систем и форм, и такая показательная выставка, несомненно, поможет во многих отношениях начинающему радиолюбителю.
Обращаясь к самой кружковой работе, следует отметить необходимость использовать радиолюбительство не только для того, чтобы научить чему-нибудь, но и для того, чтобы научить, как следует самостоятельно учиться. Постановка такой цели не обозначает, конечно, желания переложить работу инструктора всецело на плечи радиолюбителя. Необходимо втянуть радиолюбителя в самостоятельную работу; необходимо научить его читать самостоятельно радиолюбительскую техническую литературу. Мы говорим «научить» потому, что это для многих совсем не просто, и инструктор, давая основы и фундамент, должен всю остальную работу строить на реферировании и самостоятельном чтении кружковца, руководя им так, чтобы он заинтересовался чтением и к нему постепенно привык.
Есть еще один прекрасный способ вовлечения в самостоятельную работу. Мы говорим о коллективной консультационной работе. Кружок назначает на каждый день 2—3 дежурных консультанта, которые дежурят в клубе или библиотеке и дают заинтересованным товарищам справки по интересующим их вопросам. Такая коллективная консультация гарантирует до некоторой степени от грубых ошибок и заставляет консультантов усиленно работать над вопросами, которые им казались понятными, но на которые, оказывается, значительно труднее ответить.
Районные консультации должны быть сохранены, но они должны быть непременно оборудованы некоторыми измерительными приборами. Опыт некоторых союзов показал необходимость создания передвижных консультаций, которые, заблаговременно сообщая о приезде в какой-нибудь крупный рабочий клуб, фабрику, завод, развертывали бы свою работу в указанном месте на 2—3 часа для обслуживания местных радиолюбителей. Такими передвижными консультациями мы обслуживали до сих пор лишь упрофбюро и уезды. Сейчас для вовлечения больших масс трудящихся в радиолюбительство такие консультации будут работать и в гор. Москве.
Помимо месячных курсов для индивидуальных радиолюбителей, не организованных в кружки, необходимо создать курсы для подготовки инструкторов из числа наиболее способных членов кружков. Такие курсы дадут кружкам постоянных кружководов, идеологически связанных с средой, среди которой они будут работать, и повысят квалификацию наиболее способных радиолюбителей.
В заключение остановимся на вопросе о популяризации радиознаний в деревне. На эту сторону работы необходимо обратить особое внимание, так как в деревне использование радиотехники является одним из наиболее могущественных факторов под’ема культуры. Здесь вся работа должна проводиться радиолюбительским кружком предприятия, несущего шефство над данной деревней, а с другой стороны, эта работа должна быть поддержана и согласована с радиосекцией содействующего упрофбюро. Организовав себя, члены городского радиолюбительского кружка должны стремиться передать свои знания в деревню. Между кружками и подшефной деревней должна быть установлена живая связь. Кружок начинает с выезда в деревню с громкоговорителем. После этой демонстрационной поездки, сопровождаемой соответствующим докладом, кружок командирует своих членов для установки приемника или громкоговорителя в волисполкоме и избе-читальне. Но этим ограничиваться нельзя, в деревне надо организовать подшефную радиоячейку. В нескольких беседах члены кружка подробно показывают членам ячейки, как надо строить простейший приемник, а затем переходят к краткому описанию громкоговорящей установки и, главное, к способам обращения с нею. Печальный опыт многих громкоговорящих установок показывает, что без обученного обслуживающего персонала установка гибнет. Деревенская радиоячейка и должна взять на себя обслуживание деревенских громкоговорительных установок, организовать в избе-читальне радиоконсультацию и повести всю работу среди крестьян, которую ведут в городе члены радиолюбительских кружков. Радиоячейка может со временем превратиться в самостоятельный радиокружок, тогда она организационно может связаться с радиосекцией местного упрофбюро. Но и до этого момента радиосекция упрофбюро, работая в контакте с шефской комиссией, должна давать в деревню своих консультантов, ведущих в определенные дни ответственную консультацию в той же избе-читальне.
Приведенная система организации радиолюбительства в деревне должна быть использована отпускниками рабочими, попадающими к себе в деревню.
Намеченные новые формы работы уже частично проводятся в жизнь. Нам остается лишь пожелать, чтобы они еще шире, еще глубже охватили радиолюбителей и чтобы они, вооруженные и большим олытом, и большими знаниями, перешли от слушания рядом лежащей станции к слушанию заграничных радиостанций, и к самостоятельной передаче, тем самым показав, что может сделать в короткий срок стремление, воля и организованность.