Те широкие, яркие рамки, в которые вылилось наше советское радиолюбительство, успешно конкурирующее в темпе своего развития с европейскими организациями, обязаны, прежде всего, нашей молодежи. Молодежь, всегда чутко и бурно реагирующая на всякое новое достижение науки и техники, и в этом случае повела за собой общество, стала во главе радиодвижения. В современных условиях очень значительный процент от общей массы радиолюбителей падает на молодежь. А так как молодежь связана, главным образом, со школой, то интересно поставить вопросы: как наша школа отразила радиодвижение, как использовала его в своих целях, как откликнулась на запросы юношества.
Когда присмотришься к работам по радио в школе, внимательно оценишь их даже только в московском масштабе, где сосредоточены лучшие педагогические силы и большинство образцовых показательных школ, приходится притти к заключению, что о радио в школе нужно говорить, как о больном вопросе, над которым надо серьезно задуматься и, наконец, сдвинуть его с мертвой точки. Обследование, произведенное в 68 московских школах 2-й ступени весной текущего года, выявило в общем безотрадную картину. Школа в большинстве случаев не только не удовлетворяет учащихся в их запросах по радио, но как будто в проработке такой темы не усматривает педагогической ценности. Отсюда слабая поддержка школой радиокружков, часто возникающих даже при отсутствии руководителя и средств.
Отсутствие руководителя — одна из главнейших причин, не дающих возможности кружку развить свою работу. Без надлежащего руководства, даже если бы среди самих учащихся и нашлись люди, сумевшие copганизовать занятия, или был приглашен инструктор со стороны, кружок не был бы увязан с остальной работой школы, что вряд ли допустимо с педагогической точки зрения. Особенно резко бьют в глаза факты, когда преподаватели физики не берут руководства кружком на себя, в силу своей не подготовленности в вопросах радио. Преподавателю физики, чтобы быть в курсе современного состояния науки, приходится очень много работать в различных направлениях и, может быть, не так велика его вина, что на радио он не обратил должного внимания. Есть два пути для получения необходимой практической подготовки, в которой нуждается преподаватель, вынесший из университета много теоретического багажа и очень мало практических знаний. Один путь, которым шли некоторые педагоги — учиться и работать вместе с учащимися и тем самым на своем личном опыте искать методически-правильных форм для постановки занятий по радио. Однако, этот путь слишком длинен и не всегда дает правильное решение вопроса. Поэтому, если наркомпрос уделит побольше внимания радио и на курсах переподготовки преподавателей серьезно затронет этот вопрос, то тем самым будет открыт преподавателю второй — более надежный и продуктивный путь.
В тех школах, где работа идет, в большинстве случаев назвать ее удовлетворительной нельзя. Характерно, что радио, как об‘ект изучения, отступает на задний план, в кружках больше "слушают", чем изучают. Впрочем, иногда преподаватель ограничивается ознакомлением учащихся с теорией, совершенно устраняясь от ведения практических занятий. В итоге большинство кружков считает себя почившими на лаврах, когда выстроен детекторный приемник, натянута антенна и ведется прием ближайших передатчиков. Интересно, что ламповые приемники были зарегистрированы в двух школах, громкоговорители во всех отсутствовали. В остальных кружках работа теплится приблизительно в тех же размерах, так что отдельные учащиеся предпочитают экспериментировать дома и здесь достигают крупных успехов с ламповыми схемами, регулярно слушая Чельмсфорд, Радио-Париж, Кенигсвустергаузен.
Как на препятствие, сильно тормозящее работу, указывают обычно на недостаток средств, так как ассигновка школы и совета содействия не могут создать материальных условий, необходимых для ведения правильных занятий. Однако, недостаток средств в работе — общее положение, зависящее от экономического состояния страны, и составляет еще полбеды, так как известны примеры, что при добром желании и соответствующей энергии некоторые кружки выростали до сравнительно крупных размеров. Конечно, при таком подходе вопрос осложняется, так как приходится думать не только об основной работе, но и о создании материальной базы для ее осуществления. Но в этом осложнении, когда перед учащимися ставится задача самостоятельно пробить себе дорогу, зарабатывая средства личным трудом и организуясь для этой цели в своеобразные производственные артели, есть большая педагогическая ценность.
Начался новый учебный год, и теперь же, не откладывая, следует решить общие принципиальные вопросы и наметить линию поведения но отношению к радио — для того, чтобы не повторять старых ошибок. Говорить об общем значении радио для школы, как могучем культурном факторе, который в истории развития человечества сыграет громадную роль, но приходится. Хотелось бы только отметить, что для деревенского учителя и его школы значение радио особенно велико. На долю деревенского учителя падает большая и почетная задача связать радио с крестьянством. В умелых руках даже одни метеорологические сведения, обработанные соответствующим образом, заставят крестьянина внимательно прислушаться к голосу радио, отвечающему на один из важнейших для деревни вопросов о погоде в ближай шее время. Когда же будет вестись регулярно передача по агрономическим вопросам, опять-таки учитель будет необходимым связующим звеном.
Прежде всего радио должно помочь самому учителю поднять его квалификацию и разбудить в нем стремление к общественной работе. С годами оторванности от культуры, в тяжелой борьбе за хлеб гаснут знания, энергия и творческие порывы, и учитель, сознавая свою отсталость от века, от тех вопросов, которые волнуют всю страну, бессильно опускает руки.
Современные педагогические воззрения твердо укрепятся в деревенской школе, когда радио систематически и не спеша познакомит учителя с ними, конкретно наметит задачи и методы работы. Не останавливаясь более на общем значении радио, необходимо решить следующие вопросы. Должно ли радио служить об'ектом изучения, только постольку, поскольку учащимися пред'явлены соответствующие запросы, или, пользуясь такой темой, можно решить ряд задач, стоящих перед школой вообще и преподаванием физики в частности? Наконец, может быть, такое сильное увлечение, которое наблюдается у молодежи, мешает работе в целом и поэтому не следует ли не только не поддерживать радиодвижение, но попытаться отвлечь внимание и концентрировать его на других вопросах.
Ответы на эти вопросы сами собой вытекают из тех принципов, которые положены в основание современной школы. Тесная и неразрывная связь с окружающей жизнью, изучение этой жизни во всех ее многообразных проявлениях — основной лозунг современной школы, идущей по новому пути, к новым целям. В современной школе нет отдельных предметов, преследующих свои особые специфические цели, а только с разных точек зрения изучается природа, общество, человек и их взаимоотношения. Для школы, базирующейся в своих методах, главным образом, на самодеятельности учащихся, было бы недопустимо не реагировать на движение, широко всколыхнувшее и захватившее подавляющее большинство юношества. И если ранее учащийся, выполняя формальные требования старой школы, должен был по всем интересующим его вопросам работать самостоятельно без всякой поддержки, то современная школа ставит своей задачей дать как удовлетворение всех запросов учащихся, так и в проработке такого рода материала итти к осуществлению своих целей. Молодежь с головой ушла в интересные, открывающие широчайшие перспективы, занятия радио, и это стремление должно быть всячески поддержано и использовано школой, в противном случае школа не выдерживает критики. Прошло то время, когда учащийся, добросовестно проработав курс физики, в конце-концов не мог провести электрического звонка, починить освещение и смотрел глазами дикаря на аэроплан, двигатель внутреннего сгорания, беспроволочный телеграф и т. п. Для преподавателя физики открываются перспективы особенно легко и безболезненно, пользуясь интересом учащихся к радио, углубленно проработать многие отделы физики, как колебательное движение, звук, свет и электричество, создать вполне обоснованное представление о радио. В обстановке, свободной от атмосферы класса, с его обязательными минимумами и подчас "лекционно-меловым" методом, который так усиленно изживается в современной школе, можно достичь результатов во много раз более ценных, чем вся остальная работа. Наконец, школа очень охотно концентрирует свое внимание на вопросах, открывающих возможности выявления инициативы и творчества. Область электричества и, в частности, радио в широкой мере позволяли работать с самодельной аппаратурой, особенно ценной в указанном отношении. В то же время занятия по радио нельзя считать для школы недоступными по стоимости. Если отдельные любители могут на личные средства развернуть такую работу, то говорить о дороговизне радио не приходится.
Необходимо затронуть еще одну сторону работы с радио, позволяющей школу еще подвинуть к обществу и вовлечь ее в круг общественно полезной работы. Пропагандирование радио среди населения, ознакомление с достижениями школы путем выставок, докладов, демонстраций и учреждением постоянных радиоконсультаций в наиболее мощных школьных организациях — прямая обязанность школы, подходящей, между прочим, к знанию и через работу в обществе. Необходимость работы учащихся в детдомах, школах первой ступени, рабочих и крестьянских клубах и вообще во всех тех организациях, где нуждаются в помощи по радио, реально диктуется жизнью.
Наконец, школа должна быть привлечена в первую очередь к участию в тех массовых опытах в которых нуждается современная наука. Организация систематического приема передатчиков, работающих на короткой волне, позволит школе приобщиться к научной работе. Работы школы в этом направлении будут особенно ценны, так как ни в каких других организациях невозможно так планомерно организовать прием, как в школе. Таким образом, не останавливаясь на общем значении радио, которое является очевидным, нужно отметить три подхода к радио, которые дадут в распоряжение школы богатый и ценный в педагогическом отношении материал:
1) радио, как об'ект изучения;
2) пропаганда радио и активная помощь в радиофикации страны, как одна из форм общественно-полезной работы школы;
3) организации систематического приема передатчиков, работающих на короткой волне.